Омский Театр куклы, актера и маски «Арлекин»
БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ (Германия)
Том Пойкерт
«Арто и Гитлер в Романском кафе»
Режиссер - Пауль Плампер
В главной роли - Мартин Вуттке
Театр «БЕРЛИНЕР АНСАМБЛЬ» основан в 1949 году Бертольдом Брехтом и его женой, актрисой Еленой Вейгель.
Спектакль «Арто и Гитлер в Романском кафе» рассчитан на театральную, интеллектуальную публику, студентов гуманитарных вузов.
Исполнитель главной роли Мартин Вуттке - один из самых знаменитых актеров Германии. Дважды, в 1995 и 2003 гг., журнал «Театр сегодня» - влиятельное в Германии издание, пишущее о театре, - назвал Мартина Вуттке «Лучшим актером года».
Немецкий артист трижды посещал Москву: со спектаклями «Карьера Артура Уи» (1996), «Арто и Гитлер в Романском кафе» (2002) и «Мастер и Маргарита» (2004). Он снимался во многих фильмах, наиболее известный в России - «Легенды Риты» (2000 г.).
В спектакле Мартин Вуттке играет Антонена Арто, французского поэта, актера и режиссера, снискавшего известность главным образом своей радикальной программой преобразования драматического искусства, особенно идеей «театра жестокости». По своему воздействию, утверждал Арто, театр схож с чумой: он «заставляет людей увидеть, каковы они на самом деле, он срывает маски, обнажая ложь, распущенность, низость и лицемерие мира».
В основу пьесы «Арто и Гитлер в Романском кафе» положена легенда о том, что в 30-х гг. в Берлине театральный режиссер Антонен Арто встречался с Гитлером.
Отзыв
«Драматург Том Пойкерт (Tom Peuckert) решил «познакомить» одного из самых знаменитых безумцев в истории искусства, теоретика «театра жестокости» Антонена Арто с бесноватым фюрером Адольфом Гитлером. Фантазию автора возбудил исторический факт из жизни Арто: во время войны он, находясь в психиатрической клинике, написал письмо Гитлеру.
В пьесе Пойкерта самой встречи нет, есть только монолог Арто, обращающегося к Гитлеру и сыгранного Мартином Вуттке...
Судить сегодня Арто за преклонение перед главным нацистом глупо. Ну сумасшедший - что возьмешь. Что касается романтических и модернистских истоков фашистской идеологии, так о том написаны тома, и сыграно тоже немало...
В игре Вуттке непостижимым образом соединяются все стили и манеры игры. Он гибок и подвижен, как бестия, но каждому движению придает литую, скульптурную законченность. Он с размаха бросается в мрачный экстаз, но ни на секунду не теряет контроля над собой. Маленькой деталью Вуттке может "перерезать" и оттенить собственный физический поток энергии - что бы ни выделывал полоумный Арто, он время от времени на мгновение разворачивает голову анфас к публике и слегка растягивает губы в надменно-любезной улыбке. Безумный лицедей Арто ни разу не забывает о дистанции. И единственное, чего не позволяет сделать отодвинутой публике Мартин Вуттке, - хоть капельку по-русски пожалеть своего героя. Продвинутые зрители оценят это по достоинству. Задвинутые традиционалисты уйдут обделенными».
Роман Должанский. Газета «Коммерсантъ», N 64 (2433) от 12.04.2002