Основная сцена Омского академического театра драмы

ВИЛЬНЮССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛЫЙ ТЕАТР (Литва)

Марюс Ивашкявичюс

Мадагаскар

Режиссер - Римас Туминас

В главной роли - Рамунас Циценас

 

Вильнюсский национальный Малый театр  основан Римасом Туминасом в 1990 году.  Римас Туминас - лауреат Государственной премии РФ, лауреат Российской театральной премии «Золотая маска».  

 

Спектакли этого режиссера - успешные участники фестивалей «Международная прибалтийская театральная весна», «Балтийский дом», «Life», «Контакт», «Международный театральный фестиваль им. Чехова» и др.
Спектакль «Маскарад» стал лауреатом российской Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль 1998 года». Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей.

 В 2007 г. Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве художественного руководителя.  

 

Спектакль «Мадагаскар» гастролировал в Риге,  Вене,  Брюсселе, на фестивале в Торуни. Получил несколько наград.

«Когда я читал роман о литовце, который отправился искать для Литвы новые земли, я вначале смеялся над приключениями героя (кстати, его фамилия Пакштас - по-литовски значит «шутка»). А когда дочитал, мне стало грустно: это очень печальная история», - говорит режиссер.

 

 

 

   

 

     

 

 

 

Отзыв

«...Тyминас прекрасно владеет искусством управлять эмоциональной партитурой спектакля. Он строит свой «Мадагаскар» на контрапунктах: между словом и метафорой (как в финале первого акта, когда после совершенно бредового диалога между Покштасом и Оскарасом оба персонажа вдруг начинают жечь бумажные кораблики, и становится ясно: выбор сделан, корабли сожжены, Покштас в своем стремлении переселить литовцев в Африку готов идти до конца); между комизмом метафоры и трагизмом стоящего за ней содержательного плана.


Литовский спектакль прошел в Торуни на «ура». Туминас был награжден призом за режиссуру, исполнительница роли Сале Гинтаре Латвенайте получила приз за лучшую женскую роль, был достоин приза и Рамунас Циценас (Покштас), фактически у него в Торуни был только один конкурент - Валерий Баринов, который сыграл Якова Бронзу в спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда».

Борис Тух. «Петербургский театральный журнал», 2005 год,  N41

 

...Туминас, казалось бы, не особо жалует новую драму, предпочитает классику. А тут не то что поставил современную пьесу, но даже сам подкинул автору ее тему. Пьеса... живая, тонкая, одновременно актуальная и притчевая, смешная и горькая. Про (ни больше ни меньше) парадоксы литовской национальной самоидентификации. Про раздувшиеся, подобно флюсу, амбиции малого народа. Про его родовые качества, про подлинные и ложные векторы стремлений и упований. На самом-то деле "Мадагаскар" - отчаянная песнь о любви.

 

Пьеса писана смешным, стилизованным под эпос языком. В русском переводе все это звучит как некая смесь былинных сказаний, социалистических проповедей и литературного языка Андрея Платонова. Сыграть историю с такой беспощадной иронией к заблуждениям собственного народа и с такой горячей любовью к его истинной сути мог только сам представитель этого народа. Однако русский зритель при этом от души смеется и печалится вовсе не над литовцами, а над самим собой, ибо национальное в "Мадагаскаре" отзывается общечеловеческим. Завиральное прорастает беспомощностью людей перед реалиями жизни. Покштас в блестящем исполнении Р. Циценаса - это и Тиль Уленшпигель, и Иван-дурак, взрывная смесь архетипа с нашим незадачливым современником. Для привычного нам нового театра в этом спектакле Туминаса слишком много внутреннего света. А для традиционного - слишком много свободы и изобретательности. Впрочем, к чему ярлыки, когда перед нами просто живой, осмысленный и темпераментный театр, со спектаклей которого не уходишь равнодушным?»

 

Что за жизнь на Мадагаскаре?

Гастроли Вильнюсского Малого театра в Москве

Наталия КАМИНСКАЯ,  2006 год