Основная сцена Омского академического театра драмы
ВИЛЬНЮССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛЫЙ ТЕАТР (Литва)
Марюс Ивашкявичюс
Мадагаскар
Режиссер - Римас Туминас
В главной роли - Рамунас Циценас
Вильнюсский национальный Малый театр основан Римасом Туминасом в 1990 году. Римас Туминас - лауреат Государственной премии РФ, лауреат Российской театральной премии «Золотая маска».
Спектакли этого режиссера - успешные участники фестивалей «Международная прибалтийская театральная весна», «Балтийский дом», «Life», «Контакт», «Международный театральный фестиваль им. Чехова» и др.
Спектакль «Маскарад» стал лауреатом российской Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший зарубежный спектакль 1998 года». Римас Туминас поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей.
В 2007 г. Римас Туминас возглавил Театр имени Евг. Вахтангова в качестве художественного руководителя.
Спектакль «Мадагаскар» гастролировал в Риге, Вене, Брюсселе, на фестивале в Торуни. Получил несколько наград.
«Когда я читал роман о литовце, который отправился искать для Литвы новые земли, я вначале смеялся над приключениями героя (кстати, его фамилия Пакштас - по-литовски значит «шутка»). А когда дочитал, мне стало грустно: это очень печальная история», - говорит режиссер.
Отзыв
«...Тyминас прекрасно владеет искусством управлять эмоциональной партитурой спектакля. Он строит свой «Мадагаскар» на контрапунктах: между словом и метафорой (как в финале первого акта, когда после совершенно бредового диалога между Покштасом и Оскарасом оба персонажа вдруг начинают жечь бумажные кораблики, и становится ясно: выбор сделан, корабли сожжены, Покштас в своем стремлении переселить литовцев в Африку готов идти до конца); между комизмом метафоры и трагизмом стоящего за ней содержательного плана.
Литовский спектакль прошел в Торуни на «ура». Туминас был награжден призом за режиссуру, исполнительница роли Сале Гинтаре Латвенайте получила приз за лучшую женскую роль, был достоин приза и Рамунас Циценас (Покштас), фактически у него в Торуни был только один конкурент - Валерий Баринов, который сыграл Якова Бронзу в спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда».
Борис Тух. «Петербургский театральный журнал», 2005 год, N41
...Туминас, казалось бы, не особо жалует новую драму, предпочитает классику. А тут не то что поставил современную пьесу, но даже сам подкинул автору ее тему. Пьеса... живая, тонкая, одновременно актуальная и притчевая, смешная и горькая. Про (ни больше ни меньше) парадоксы литовской национальной самоидентификации. Про раздувшиеся, подобно флюсу, амбиции малого народа. Про его родовые качества, про подлинные и ложные векторы стремлений и упований. На самом-то деле "Мадагаскар" - отчаянная песнь о любви.
Пьеса писана смешным, стилизованным под эпос языком. В русском переводе все это звучит как некая смесь былинных сказаний, социалистических проповедей и литературного языка Андрея Платонова. Сыграть историю с такой беспощадной иронией к заблуждениям собственного народа и с такой горячей любовью к его истинной сути мог только сам представитель этого народа. Однако русский зритель при этом от души смеется и печалится вовсе не над литовцами, а над самим собой, ибо национальное в "Мадагаскаре" отзывается общечеловеческим. Завиральное прорастает беспомощностью людей перед реалиями жизни. Покштас в блестящем исполнении Р. Циценаса - это и Тиль Уленшпигель, и Иван-дурак, взрывная смесь архетипа с нашим незадачливым современником. Для привычного нам нового театра в этом спектакле Туминаса слишком много внутреннего света. А для традиционного - слишком много свободы и изобретательности. Впрочем, к чему ярлыки, когда перед нами просто живой, осмысленный и темпераментный театр, со спектаклей которого не уходишь равнодушным?»
Что за жизнь на Мадагаскаре?
Гастроли Вильнюсского Малого театра в Москве
Наталия КАМИНСКАЯ, 2006 год