Министерство культуры Российской Федерации

Правительство Омской области

Омский государственный академический театр драмы

III Международный театральный фестиваль АКАДЕМИЯ

12 - 26 июня 2012 года



Фестиваль «Академия» отрылся балканскими ритмами и спектаклем-загадкой


Уникальным уличным шоу, зрелищным и эмоциональным, в Омском регионе открылся третий Международный театральный фестиваль «Академия». С 12 по 26 июня он вновь представляет омичам лучшие произведения известных театров мира.

Омичи встретились с Евгением Мироновым


Традиционный фестиваль «Академия» не просто одно из самых долгожданных культурных событий в жизни региона. Это событие знаковое: в третий раз на омской земле он собирает театральные коллективы, составляющие славу мирового искусства.

В пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, принял участие народный артист России Евгений Миронов. Театр Наций, художественным руководителем которого он является, - первый в афише «Академии». Евгений Витальевич признался:

- Я очень переживаю. Прекрасно, когда тебя встречают радушно хозяева. Но дальше ничего не поможет - ты выходишь один на один со зрителем. Когда мы привозили к вам «Рассказы Шукшина», опасений было гораздо меньше. Это такой автор - Шукшин, который принимается и передается от сердца к сердцу. Но тут особый случай. В Москве часто, когда покупают билеты на Калигулу, не понимают, куда идут. Нередко просто хотят посмотреть на артистов, которых видят по телевизору, что мне очень обидно. Потому что этот спектакль, безусловно, особняком стоит в репертуаре нашего театра. Мало того, что это Някрошюс, Камю - это сборная команда замечательных артистов. Ведь проводился кастинг, очень долгий. Часть репетиций мы провели в Вильнюсе, у Някрошюса, где он очень осторожно, медленно продвигался, сливался с Камю.

Когда в Москве вышла премьера, я могу сказать, что некоторые критики были разочарованы в связи с только намечающимся «просыпанием» гражданского общества, все ждали аналогий. Но ни Камю, ни тем более Някрошюса, слава Богу, абсолютно не волнуют реалии сегодняшнего дня. Их волнует, простите за банальность, вечность. Тема власти и поэта, поэзии - как это сочетается? Какая плата за этим стоит? Спектакль сложный для восприятия, но он очень завораживает. В нем есть свои секреты и ребусы , потому что это режиссер особой формы и уникальной метафоричности.


О Някрошюсе


Евгений Витальевич рассказал о том, как повлияла на него работа с выдающимся режиссером современности:

- Это какое-то изменение на молекулярном уровне. Его очень трудно объяснить. Просто в какие-то моменты я сам себя останавливаю и вдруг вспоминаю Эймунтаса и думаю: как бы он поступил? Это удивительный человек, и образ жизни его, и творчество, и то, как он создает спектакли, очень мощные, потрясающе сильные. И он очень осторожен в создании спектакля. Вот абсолютно его фраза: «Женя, ты очень-очень хорошо прыгаешь в начале, очень хорошо... Может, отменить эти прыжки?»

Или то, как он объяснял задачу артистам - никак вообще. Все ждут: Маша Миронова, Леша Девотченко, Игорь Гордин - очень опытные артисты, им надо найти характер. А Някрошюс отталкивается от какого-то почти животного мироощущения. Помню его спектакль «Вишневый сад», в котором я играл Лопахина, а Петренко Алексей Васильевич, выдающийся артист - Фирса. И он тоже не мог сразу найти образ - трудно попасть в логику Някрошюса. Петренко спрашивает: «Кто он - Фирс?» - «Ну черт его знает, ну... лось». Петренко переспрашивает: «Лось?!» - «Ну да, лось...». И с этого дня мы «потеряли» Алексея Васильевича, потому что он на год стал лосем. Обратиться к нему перед спектаклем было невозможно - он был пугливый, на вопросы не отвечал, весь вошел в этот рисунок.

А когда мы с Някрошюсом только познакомились перед «Вишневым садом», первый вопрос его был ко мне: «Вы любите волков?» Я думаю, что сказать? Скажешь «не люблю», ответит: «А я люблю, ну вот не получилось у нас...». Или наоборот!.. Я ответил, что ко всем животным хорошо отношусь. И мы замолчали, забыли про это. И дальше, играя Лопахина, я понял, что представление Някрошюса о моей роли очень точное. Лопахин - это одинокий волк, который отбился от своей стаи и к другому миру не пристал.


О Достоевском


Миронова, исполнившего главную роль в телевизионном фильме В. Хотиненко «Достоевский» не обошел вопрос, связанный с именем классика литературы. В связи с чем Евгений Витальевич поделился историей своего «перевоплощения» в Федора Михайловича.

- Когда мы снимали в Бадене, я обошел все улочки, думая о Достоевском. Был перерыв в съемке, и я, не снимая бороды, потому что ее очень трудно клеить, хожу в этом образе и представляю, на что бы он, Достоевский, обратил внимание. И слышу за углом здания русскую речь. Видимо, жена наставляет мужа: «Ну что ж такое, почему тебя ничего не интересует? Посмотри, здесь же написано - тут жил Достоевский. Вот сейчас повернешь направо, и такое ощущение, что он выйдет навстречу...» И тут я выхожу из-за угла и говорю: «Вызывали?» Потом ее долго отпаивали и приводили в чувство... Но мне эта история понравилась.


Что есть театр для города


Евгений Витальевич сделал «комплимент» омскому зрителю, воспитанному на хорошем театральном материале, и высказал свое мнение о театральном «обустройстве» в нашем городе.

- Вчера мы говорили, что в какой-то момент театр, в котором мы сейчас находимся, стал градообразующим. Это прекрасный пример для всех остальных регионов, когда город формируется вокруг театра, а не вокруг трубы (нефтяной или газовой, хотя она тоже не помешает). Это очень сильно воспитывает зрителей. Это значит, что они приходят не с попкорном и не только для того, чтобы похохотать. Отдохнуть тоже неплохо, но это должно быть в определенных рамках.

Результат этого - афиша, которая стала бы украшением любого международного фестиваля Европы. К вам приезжает потрясающие мастера с потрясающими спектаклями, которые в одном месте собираются очень редко.


Есть контакт


Фестиваль по традиции открылся с «уличным» размахом: столичный Liquid Theatre сыграл в сквере у Академического театра драмы шумное и веселое представление «Свадьба» под ритмы балканской музыки. Используя танец, акробатику, драматическое искусство, артисты уникального театра дали мощный и яркий импульс «академическому» фестивалю.

Далее омичей ждала встреча с московским Театром Наций, представившим на сцене театра драмы спектакль «Калигула» выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. В главной роли - Евгений Миронов, актерская работа которого отмечена национальной театральной премией «Золотая Маска». Омские театралы не могут не помнить его блестящей игры в спектакле «Рассказы Шукшина», показанном в рамках фестиваля «Золотая маска» в мае прошлого года. В «Калигуле» Евгений Миронов исполнил роль «безумного» тирана, не давая зрительскому вниманию ослабнуть ни на секунду в течение трех с половиной часов.

Фестиваль «Академия» продолжает свою работу. Впереди спектакли высокого художественного уровня и неповторимого стиля: отмеченный двумя «Золотыми масками» спектакль «Женитьба» легендарного Александринского театра, вызывавшая бурю обсуждений «Екатерина Ивановна» Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова. А также «Разбитый кувшин» Национального театра Австрии «Бургтеатр» и «Три сестры» почти «родного», хорошо известного омским театралам Академического Малого драматического театра - Театра Европы.

Также в афише фестиваля - «Всюду жизнь» в постановке Егора Дружинина, «Соня» Нового рижского театра, «Иди!» Полины Борисовой, а также спектакли Омского академического театра драмы.

 

Пресс-конференция, посвященная открытию третьего Международного фестиваля Академия.