14 июня. Рождение духа музыки

 

Уже завтра в Омске стартует Пятый международный театральный фестиваль «Академия».

А сегодня, 14 июня, начали слетаться и съезжаться в Омский театр драмы гости. В частности – те, кто готовит завтрашний музыкальный праздник «Звезды XXI века»: Омский академический симфонический оркестр, а также солисты и дирижер из Большого театра.

Омскому симфоническому оркестру на сцене театра драмы тесновато.

Но – потеснились и начали репетировать. Вначале – настройка, гармоническая какофония звуков.

Музыканты собирают духовые – как ружья, канифолят смычки, настраивают инструменты.

Сегодня артисты еще без концертных костюмов. Кто-то в джинсах и футболке, а кто-то выглядит как настоящий рокер.

На сцену входит Александр Соловьев, дирижер Большого театра, и тут рождается музыка. Музыканты репетируют завтрашние увертюры, – пока сами, без солистов.

Один раз мелодия играется без перерывов, потом дирижер разбирает не совсем удачные части, слушает отдельно партии духовых и струнных, дает советы и уточняет звучание, подгоняя его именно под эту, не вполне привычную для оркестра сцену: «В этом театре контрабасы звучат глуховато…»

Музыкальный материал непростой, разнообразный, интересный, и дирижер делает все, чтобы он прозвучал наилучшим образом. Омский оркестр – сильный, сыгранный коллектив, и даже на непривычной сцене музыка Чайковского и Верди, Сен-Санса и Бизе звучит ярко и волнующе.

Александр Соловьев двигается на своем месте легко и страстно, словно танцуя, и разом вслушиваясь в музыку, чтобы отдать мягкие и точные указания.

Говорит дирижер на профессиональном, специальном языке.

  • Там, где тромбоны соло – не оттягивайте.
  • Давайте букву Д сыграем.
  • Вроде простые до бекары, но вываливаются иногда.
  • Даже может быть какое-то внутреннее крещендо...
  • Тромбоны, если можно, - легато: чуть-чуть не очень хорошо по штриху, сыграйте острее.
  • Фразы как можно длиннее, не стесняйтесь.                          
  • Здесь хорошо, но немножко пересиживаете на четвертях.
  • Сколько хотите времени – все ваше.
  • У вас ферматные ноточки.
  • Сколько тактов паузы играем?
  •  

Пауза между репетициями – и приходят солисты.

Теперь задача дирижера – сделать так, чтобы не противоречили друг другу, согласовались по силе и звучанию музыка и голоса: здесь оркестру нужно быть то громче, то потише, а там и вовсе взять фермата.

Солисты Большого театра сегодня тоже в повседневной одежде.

Но их пение – сопрано Анны Аглатовой, меццо-сопрано Светланы Шиловой, тенор Олега Долгова – убеждает, что чудо музыкального театра рождается именно так, из чистого звучания голоса, который выражает и страсть, и одиночество, и счастье.

И вовсе не важно, в конце концов, в джинсах ты или в вечернем платье: напротив, без концертного антуража музыка выступает как живая страсть, не зависящая от внешних условий.

 

Уже завтра зрители первого дня фестиваля услышат лучшие арии мировой оперы и увидят артистов в полном блеске. Не переключайтесь! Все только начинается!