В Омском академическом театре драмы в преддверии VI международного театрального фестиваля «Академия» состоялся Круглый стол «Театр в эпоху цифровой революции, новой реальности и информационных войн». В обсуждении приняли участие ведущие театральные критики и культурологи страны Анна Банасюкевич, Александр Вислов, Марина Дмитревская, Лев Закс, Жанна Зарецкая, Кристина Матвиенко, Ирина Ульянина, Александрина Шаклеева.

 

Участники Круглого стола обсудили изменение театрального процесса, обусловленное развитием цифровых технологий, затронув различные аспекты вопроса. Профессор, доктор философских наук, ректор Уральского гуманитарного университета Лев Закс открыл обсуждение докладом «Культурно-цивилизационная революция конца XX - начала XXI вв. как основание для развития театра». Он познакомил слушателей с таким понятием как культуроцентричный человек, а также с творчеством английского художника Дэмьена Хёрста. Лев Закс рассказал о знаковой работе художника «Физическая невозможность смерти в сознании живущего», представляющую собой аквариум, в который помещена тигровая акула в растворе формальдегида. Произведение Хёрста считается одним из самых значимых объектов британского искусства 1990-х гг. Также на Круглом столе были представлены слайды с выставки Дэмьена Хёрста «Сокровища с затонувшего корабля "Невероятный"», проходившей в Венеции в 2017 году.

 

После погружения в общий культурный контекст участники и слушатели Круглого стола обсудили современный театральный процесс. С пьесами, действие которых происходит в виртуальной реальности, или так или иначе затрагивает проблему ухода человека от мира, познакомила театральный критик, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Анна Банасюкевич.  О меняющейся роли зрителя в современном театре говорила театральный критик, соучредитель Петербургской молодежной театральной премии «Прорыв» Жанна Зарецкая. Об итальянском футуризме и деятельности Филиппо Томмазо Маринетти рассказала театральный критик, театровед, профессор кафедры русского театра РГИСИ, кандидат искусствоведения, создатель и главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская.

 

Участники обсудили такие понятия как фейк и постправда, направленность молодой режиссуры на парадигму массового сознания и мифотворчество, проблемы театральной критики в век информационных технологий, а также влияние развития Интернета и виртуальной реальности на сознание и жизнь человека, а, следовательно, и на отражение этой жизни театром.