«Лицейское братство дороже богатства...»


Государственный молодежный драматический театр «С УЛИЦЫ РОЗ» (Кишинев, Молдова).


Постановка и сценография - Юрий Хармелин.


«Про любовь» А. Соколовой, С. Злотникова, В. Распутина, Л. Петрушевской.


Назвав статью строчкой из гимна театрального лицея, с которого начал свою историю театр «С УЛИЦЫ РОЗ», я хочу задать камертон своему рассказу об этих людях и их спектакле.


Во-первых, труппа театра поражает своей красотой, в которой смешались балкано-романские и восточно-славянские черты. Во-вторых, своей чистотой. Простые, душевные, человечные - все эти эпитеты приходят в голову, когда думаешь о коллективе из Кишинева. Такая концентрация хороших людей, действительно, богатство. Они про любовь, и спектакль, показанный театром в рамках фестиваля на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой, тоже «Про любовь».


Драматургическая композиция спектакля построена на нескольких коротких историях о любви («Алло» Аллы Соколовой, «Два пуделя» Семёна Злотникова, «Рудольфио» Валентина Распутина, «Любовь» Людмилы Петрушевской). Режиссер (и основатель театра) Юрий Хармелин отказывается от игры с текстом. Он звучит здесь в своем первозданном виде, без смещения смысловых акцентов, и, несмотря на старомодность, не кажется тяжеловесным, а скорее воздушно сентиментальным, почти неуловимым, как и та эпоха, которой он принадлежит. Это спектакль - воспоминание, спектакль - путешествие в советское время, спектакль - погружение в жизнь простодушных лириков, не знающих еще ничего ни о мифологизации истории, ни об информационных войнах, ни о соцсетях с фейками и троллями. Это спектакль - ностальгия по той душевной чистоте, которая живет в каждом из нас генетически, но которую мы все реже обнаруживаем в себе, и еще реже встречаем в других.


Структурно спектакль построен на чередовании актерских этюдов и коротких музыкальных вставок (саксофон - Богдан Хорохорин), необходимых не только для создания лирической атмосферы, но и для решения технической проблемы перестановок. Актеры здесь не играют, а проживают материал со щепетильной достоверностью и безусловной органикой. В спектакле раскрыты различные грани понятия «любовь»: первая, оборачивающаяся, как правило, крушением надежд; поздняя и долгожданная, на которую уже сложно решиться; взаимная и нет.


Богатым драматургическим потенциалом обладает последняя история - пьеса Л. Петрушевской «Любовь» - вплетенная Хармелиным в канву спектакля. Это история об очень сегодняшних людях: девушке (прекрасная актерская работа Аэлиты Хлопотовой), мечтающей о семье. И молодом человеке, утопающем в эскапизме (бренд нынешнего поколения). Конфликт выражен контрастом актерского существования Аэлиты Хлопотовой, чувственной и тонкой, жаждущей любви, и Якова Грибиненко, создающего схематичного, почти масочного персонажа - юношу, убежденного в том, что он не способен любить, боящегося брать на себя ответственность за отношения. Здесь сначала свадьба - уже есть свершившийся факт, и неважно, что будет дальше. Теперь уже не страшно, опасность лишь в том, что можно столкнуться с препятствиями на пути к цели и разойтись до свадьбы. В четвертой части спектакля случилась неявная, но все-таки встреча прошлого и настоящего.


Молдавский театр, открывавший фестиваль, задал ему хороший настрой на семейственность, доброжелательность и любовь к делу своей жизни.


Александрина Шаклеева