Метатеатральный «Омлет»

 

«Омлет» Центральный академический театр Российской Армии (Москва)

 

Режиссер - Александр Вислов

 

Программный директор фестиваля «Академия», театральный критик Александр Вислов поставил спектакль «Омлет» по собственной пьесе на Экспериментальной сцене Центрального академического театра российской армии.

 

Герои пьесы и спектакля - два не очень молодых и не очень успешных актера Аркадий и Геннадий, имена которых, по всей видимости, заимствованы из пьесы Александра Островского, где актеры Счастливцев и Несчастливцев совершали пешее путешествие из Керчи в Вологду, и наоборот. Зритель застает их в гримерке, во время подготовки к спектаклю «Гамлет», где они играют Розенкранца и Гильденстерна, прочно вошедших в мировую культуру как архетип незадачливого дуэта. Третьим действующим лицом становится приемник, по которому идет трансляция спектакля.

 

Бушующие шекспировские страсти рифмуются здесь с теми переживаниями, которые испытывают сами актеры, зачастую остающиеся незаметными, лишенными лица в силу специфики профессии. Диалог главных героев, протекающий на фоне обыденной закулисной жизни (работа с костюмом, гримом и т.д.), построен на обыгрывании культурного контекста (от Шекспира до Бартошевича). Они выступают здесь и теми, кто демонстрирует, и теми, кто наблюдает. С одной стороны, перед зрителями разворачивается довольно заштампованная картина жизни артиста N в театре N города N, с другой, философские размышления о жизни вообще.

 

Таким образом, концепция «театр в театре» здесь развернута в сторону идеи неизбывной театральности Евреинова, согласно которой понятия «театр» и «жизнь» идентифицируются. Подмена здесь происходит на метафизическом уровне: в финале облаченные в матросские костюмы Аркадий и Геннадий, выходят в открытое море, и их корабль штормит. Вполне читаемая метафора, уравнивающая каждого зрителя с героями пьесы: а что есть жизнь, как ни путешествие на корабле в условиях постоянного шторма?

 

Разумеется, в финале герои «терпят крушение» и погибают: никому еще не удалось уйти от смерти. Как говорится, се ля ви. Но режиссерская концепция позволяет интерпретировать финал и в более позитивном ключе: что бы ни случилось, жизнь не остановится, а артисты продолжат играть свои роли. Театр вечен, как и жизнь (тут от перемены мест слагаемых, как говорится, ничего не меняется).

 

Александрина Шаклеева