Знаменитая Марина Дмитревская, театральный критик и автор серьезных книг о театре, начала свой семинар в Омске с вопроса, что же такое театральная мода и что такое подлинность. И - куда идет театр. Зал, в котором было много молодых театралов, слушал не дыша. Что такое современное искусство театра, в чем его правда, где начинается прорыв в небеса - и где имеет место просто трюкачество? Когда режиссерская находка работает на суть, на глубину образов, а когда за ней ничего нет? Об этом и многом другом говорили и горячо спорили на международном фестивале «Академия» в сибирском городе Омске. Если уж рассказывать о традиционном фестивале, я должна, прежде всего, начать с этого удивительного сибирского города и его зрителя. С широких улиц и колоколов Успенского собора. C дамочки, которая каждое утро бодрым голосом приглашает показаться по реке. Буро-зеленой и холодной. Сверкающей в жарком мареве. Город величаво встал по берегам Иртыша и Оми. Улицы здесь широкие. Дома кажутся одушевленными. Сейчас жарко. Детские городские лагеря пестрыми лентами фланируют по мостовым. Вот они, те, кому достанется театр дня завтрашнего.

 

В Омске есть четыре привычных театра - драма, музыкальный, кукольный, театр для детей и молодежи - и новые, экспериментальные. Есть поиски. Потому и возникла «Академия». Критики и театроведы из Москвы и Питера, Новосибирска и Челябинска (да и я - из нашей жаркой темпераментной страны!) отмечают хрустальную тишину зрительных залов, праздничную атмосферу и огромный интерес ко всем спектаклям. Море молодежи на встречах и обсуждениях. Полемический запал всех участников. Тягу к тому неясному и прекрасному идеалу, который иногда называют истиной. А иногда - катарсисом.

  
Город Омск знаменит тем, что здесь родился художник Михаил Врубель. И в крепости - «это совсем рядом, сходите непременно!» - сидел Достоевский. А театр - его слава велика и заслуженна - любят многие и многие горожане. Дружно покупают билеты и дружно встают в знак уважения к труду и творчеству после финальных реплик. Вполне справедливо коллектив этого театра считается одним из самых интересных в России.

  
Итак, идем в Омский театр. Начнем с фойе. Билетерша, милая женщина в чем-то уютном, вязаном улыбается: «Вот наша гордость!» Это она об актерах. И добавляет: «У нас очень сильная труппа!». Фотогалерея актеров Омского академического театра драмы встречает нас в красивом здании, умные и красивые лица украшают здание еще больше, чем пилястры и мраморные полы. Но и полы хороши. И уютный зал, в котором самую роскошную ложу до сих пор называют «Колчаковской». Тишина на всех спектаклях стоит хрустальная. Мобильные телефоны если и зазвонят (в редчайших случаях!), то как-то застенчиво. Без пафоса.

  
В этом году фестиваль «Академия» проходит в четвертый раз. Программу составляли любовно и ответственно. Стремились оправдать задачу: показ самых ярких работ театров России - и мира. Известный российский театровед, программный директор фестиваля Александр Вислов (его коллеги без всякой иронии называют «самым красивым театральным критиком России»), говорит о том, что нам всем отчаянно не хватает умения «услышать и понять собеседника, умения правильно донести до него свою точку зрения». Добавим, что это проблема не только для театра. Желание понимать друг друга, стремление к диалогу важны для мира людей. Для мира - который антитеза войны. Для мира в тени ужасов и призраков конца света... Политика вторглась на территорию фестиваля - и несколько пунктов программы были сняты. Знаменитый латышский режиссер Херманис и коллеги из Польши сняли свое участие. Как это трактовать? Будем считать, что творческие люди часто не свободны от влияния и давления далеко не творческих сил. Им кажется, что неучастие или качание головой в момент драки есть гражданская позиция. Я лично всегда против драки. Без исключений. Но переходим к программе. Потому что она достойна самого пристального внимания.

  
Литовский феномен

  
...Все на фестивале закрутилось с исторической притчи «Misrtras». Со спектакля, который поистине задал и интеллектуальный, и эстетический тон. Государственный Вильнюсский Малый театр показал «Академии» спектакль режиссера, которого можно считать феноменальным явлением в мировом театральном пространстве.

  
Имя режиссера - Римас Туминас. В Израиле театралы видели его спектакль «Дядя Ваня» по чеховской пьесе. Тогда вахтанговские актеры только примерялись к манере и душе своего нового худрука. Примерились. Нашли гармонию. Спектакль стал открытием. И вот мне представилась возможность увидеть первый и сокровеннейший собственный Туминаса дом. Его дитя. Тот самый театр, который словно бы роддом его идей и стиля. В котором он начинал - и продолжает выигрывать. Где все дышит его «предчувствием и интуицией».

  
Спектакль «Mistras» - о людях реальных. Мицкевиче. Жорж Санд. Шопене. Бальзаке. Жене Мицкевича. Гувернантке Мицкевича. И о людях в истории. Вообще - о людях.

  
О мифах и вымыслах. О фантазмах. О сломах. Тонкость режиссуры и актерское мастерство создают мир афористичный и плотный. Пластика доведена до абсолюта. Жесты - как отдельно выработанный тайный язык. Даже парик Жорж Санд - яркий и самоцельный образ. Каждый персонаж приносит залу особый театр - он же балет-диспут-цирк-университет. Шопен играет на бутафорском пианино огнем живой души - и возвращает к нашим школьным представлениям о хрупком, больном, обреченном поляке. Бальзак широк и размашист. Творчество перемежает с бизнесом. И надо всем - мистик. Пророк и как бы мессия. Ловкий и зоркий. Именно он все соединяет. Ворожит. Лечит. Шьет. Складывает пасьянс. Из эроса с интеллектуальной игрой. Режиссер подбирает детали и широкие мазки. Строго и эстетично подает притчу о Литве и литовцах. Спектакль отсылает к истории России, Литвы, Польши, неожиданно и философично резонирует с днем сегодняшним. Дискутирует с трактовками истории. И пленяет невиданным мастерством. Торжеством Мастера. Мастеров.

  
Стол с друзьями

  
«Круглые столы» - наряду с показами спектаклей и их обсуждениями - очень важная часть фестивальной программы.

 

О вызовах и конфликтах нашего века горячо спорили журналисты и театральные критики. О «диктате директоров», о поисках театров провинции, о меценатстве и опытах обращения к детской аудитории вели они беседы. Жанна Зарецкая (критик, сотрудник легендарного театра БДТ из Питера) рассказала о программе «Век просвещения». Нынешний главный режиссер знаменитого «товстоноговского» театра Андрей Могучий, заботясь о воспитании нового поколения зрителей, предложил открыть театр для всех. И комплексно этих «всех» развлекать и воспитывать. Водить по театру экскурсии. Звать в интерактивный музей. А также отправить эмиссаров театра в «народ» - в школы, например. Чтобы сеять «разумное, доброе, вечное». Омские коллеги рассказали, как они привлекают публику (в особенности - молодую) в театр. Сейчас, скажем, есть проект разработки темы любимой омской хоккейной команды «Авангард». Болельщики, без сомнения, придут на имена кумиров. Здесь самое важное - «придут». А театр уж позаботится, чтобы остались.

 

Александр Фукалов, актер и педагог, сыграл моноспектакль по пьесе Жака Мужено «Казус Послера: лекция о современном искусстве». Эта работа вызвала очень живые и неоднозначные отклики. Художники обиделись за то, что в спектакле была ирония по отношению к поискам в их профессиональной сфере. Но разговор вышел ярким и конструктивным. И все беседы за «круглыми столами» были горячими. Мнения высказывались разные: о том, что сегодня только в Фейсбуке существует политический театр. И - не слишком ли мы серьезно относимся к разного рода наградам. И - как сегодня, в условиях всякого роде кризисов - меняется функция и роль критика. Кто он, критик, в ситуации, когда главные редакторы стремятся урезать, а то и упразднить в СМИ амплуа пишущих о культуре? Продюсер? Рекламный агент? Хорошо ли «пиарить» то, что «пиарить» как бы не следует? И - как выжить, чтобы не пропасть? «Корпоративная солидарность поможет нам выжить», - произнесли мы как завет. И задумались. Выжить - это все же не самая радостная перспектива.

Хочется Жить...

  
Люди в потоке

  
Актер Омского академического театра драмы Михаил Окунев - один из ведущих актеров Омского театра драмы. В дни Фестиваля сыграл в нескольких спектаклях. Во «Врагах», спектакле по пьесе Горького в постановке главного режиссера Омской драмы Георгия Цхвиравы, в спектакле экспериментальной лаборатории молодой драматургии «Концлагеристы».

  
Эти самые «Концлагеристы» - черная комедия. Соединенные штаты Удмуртии - кошмар возможного будущего. Федот, герой Михаила Окунева, безмерно обаятелен. Живет скромно и по принятому закону. Отмечен орденом. Не бунтует. Надо создать семью с женой-мужчиной? Готов. Хотя вступить в эту связь не желает. Создает видимость...

  
Надо быть, как все - без вопросов. Но душа желает свободы. Ген свободы будоражит. Бродит. И Федот идет за сталкером. Чувствует, что это провокация. Что как-то все не очень убедительно, пахнет обманом. Но идет. Будто выламывается из мертвой кожи. И только цепкий взгляд вспыхивает. И работа мысли так видна. Так очевидна. Выйти из лагеря не суждено. Одиночка - не воин. Или - все же воин?

  
В спектакле Омского академического театра драмы «Враги» по пьесе Горького в постановке главного режиссера театра Георгия Цхвиравы Михаил Окунев сыграл жесткого и непримиримого купца Скроботова. В конфликте «хозяева-рабочие» Скроботов ведет линию «хозяев». Его заботит дело. Прибыль. Развитие. В спектакле Георгия Цхвиравы нет правых и виноватых. Сам текст пьесы взвихрен и заострен. Поток горьковских характерных крылатых фраз словно освобожден от накипи и нафталина. Оформление хорошего театрального художника Эмиля Капелюша одновременно есть и привычный пейзаж (березки, вода) - и странно тлеющий, чадный котел. В воду красивые женщины погружают красивые тела. А некто грубый сует в нее грязные сапоги. В воде плывут остатки еды. И - прокламации. Рабочие в этом спектакле злы и нетерпеливы. Грубы и требовательны. И толерантность никому не свойственна...Беды из далекой пьесы с несчастливой судьбой продолжается... Спектакль Георгия Цхвиравы актуален. И блестяще сыгран.

  
Свет «Гешера»

  
Израильский «Гешер» показал на фестивале свою знаменитую «Деревушку». Наш «Гешер» стал первым театром из Израиля, выступившим на омской сцене. Иврит звучал в этом зале впервые. В яркой будочке, брошенной на городской улице, кассир рассказала о том, что «об этом театре ходят легенды...». И что - хотя «билеты дороговаты» - интерес у омичей к нему большой.

  
Яффа Оливицки Коэн, атташе по культуре посольства Государства Израиль в России, приехала в Омск. Посмотрела оба спектакля «Гешера». Вручила диплом Праведника мира приемной дочери героини и праведницы. Посетила синагогу. Встретилась с министром культуры Омской области Виктором Прокопьевичем Лапухиным. Помощь посольства сделала возможным показ спектакля в рамках фестиваля.

  
... «Деревушка» по пьесе Йегошуа Соболя - это спектакль-напоминание. Ностальгическая и поэтичная аллюзия. Древняя песнь. Карнавальная игра с животными и людьми. Живыми и мертвыми. Маленькая энциклопедия еврейского прорыва. Мир детства с вкрапленными в него жесткими аккордами войны и беды. Детство - это Йоси, ребенок с богатым воображением, тонкий, чуткий. Ему не дано повзрослеть и постареть. И его феноменальная природа отражает и войну с ее жертвами, и чужую беззаконную любовь. И семью с ее рутиной, чреватой взрывами и слезами. Маркс и Тора, евреи и арабы, ревность, мелодии, голосование в ООН (старенький репродуктор одиноко и неудержимо плывет по рельсам - куда? Что оно, это голосование, даст?). Чудесная харизматичная коза Дица (Рут Расюк) и беспримерный Индюк (Алон Фридман) словно выпорхнули из сказок и легенд. Из первобытного антропоморфизма. Опаленная войной Соня (Светлана Демидова) пришла из вечной памяти нашего народа. Оттуда, где мы все храним свою боль и свои слезы. Бабушка (Маша Белкина) - отголосок Природы - с Йоси. С его проказами и ужимками. С его космическим сердцем.

 
Саша (Исраэль) Демидов играет свою роль так увлеченно и чисто, свято и тепло, что не полюбить этого ребенка-мечтателя нельзя. Ему сострадаешь и над его судьбой плачешь. Когда в новой версии «Деревушки» Демидов-Йоси говорит о покойном отце, о том, что он любил его, сердце щемит.

  
Падают песчинки. «Деревушка» - плач драматурга. Гимн. Мелодия для одиноких сердец. Виртуозность актера и глубина замысла автора и режиссера сплелись, стали почвой и воздухом. Дали грандиозные плоды. Мы строим - одни! - свою деревушку. Свою историю. И раны на этом пути трагичны.

  
Во время последнего монолога - тоже накатывают слезы. Я люблю этот театр и его творцов. Я верю в его мудрость и ум.

  
Вот пока и все. О фестивале. О городе Омске. До встреч в театре - он необходим для ума и сердца.

 

Инна Шейхатович, Израиль