21 и 22 июня на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой Академического театра драмы с успехом прошел кинопоказ польских спектаклей, а 23 июня в Органом зале Артур Дуткевич представил свой коллектив.

Для просмотра на киноэкране зрителям «Академии» были представлены работы гениальных режиссеров: «Вырубка» Кристиана Люпы и «Макбет» Гжегожа Яжины. Кристиан Люпа – знаковая фигура современного европейского театра, создатель таких спектаклей, как «Возвращение Одиссея», «Мечтатели», «Известковый карьер», «Заратустра» и многих других. На этот раз была показана его работа, созданная по роману австрийского писателя Томаса Бернхарда «Лесоповал». Кристиан Люпа является чуть ли не самым влиятельным мастером, выпустившим несколько поколений театральных лидеров Польши.

Роман «Лесоповал» написан в 1984 году. В нем «53-летний писатель прощается с героями своей молодости – представителями венской артистической тусовки середины 1950-х» (Наталья Якубова). История об одном богемном ужине предваряется вставной новеллой о равнодушии и высокомерии в актерской среде. Молодая актриса Иоанна, желавшая сделать тренинг по походке в Национальном театре, в растерянности говорит: «… я хотела научить их ходить, а то они все время только говорят...» Таким образом, длинный спектакль превращается в территорию статичности и словесных перебранок. Ужин, собранный по траурному поводу безвременного ухода из жизни Иоанны, переходит в пародию на светскую вечеринку с участием актеров, писателей и художников. В стороне от этой компании – главный персонаж, горький и саркастичный голос автора, для которого главный сюжет спектакля имеет глубоко личное значение. Миру душных гостиных и псевдоинтеллектуальных разговоров противопоставлена природа, а именно лес. Он появляется, как образ творчества, и в монологе молодой актрисы, и в похмельном откровении старого самовлюбленного артиста. Погружая зрителей в собственное ощущение мира богемы – безысходного, безвыходного, заставляющего застревать в ловушке самолюбия, подменяющего творчество разговорами, – режиссер показывает единственный выход: бегство. И если не в лес, то хотя бы вдаль из душной гостиной.

На краковском фестивале «Божественная комедия» 2014 года «Вырубка» получила приз как лучший спектакль, Люпа – как лучший режиссер и Петр Скиба, художник-постановщик и исполнитель роли Томаса, за лучшую мужскую роль. Летом 2015 спектакль участвовал в основной программе Авиньонского фестиваля и был признан лучшей театральной работой.

«В том, как работают польские актеры, как создают образы, есть много интересного: мы увидели людей с утраченной природой, потерявших связь с собственным телом, на мой взгляд, это очень здорово выражено в спектакле. Вообще вся эта многомерная реальность – интересный ход режиссера, когда есть рассказчик и есть разные временные планы», – считает театральный критик Татьяна Джурова (Санкт-Петербург).

«Для нас, зрителей, живущих в Сибири, посмотреть спектакль, пусть даже таким образом – это большая удача! Безусловно, Кристиан Люпа – один из лидеров мирового театра со своим стилем, с новыми театральными приемами, которые непривычны для нас», – отметил после просмотра заслуженный артист России Михаил Окунев.

«Режиссерская работа великолепна. Четко организованно внимание на говорящем, а те, кто молчат, существуют в своих отдельных мирах. Все это напоминает музыкальную партию в оркестре: есть солирующий инструмент и фоновые. Таким образом в спектакле организовано внимание зрителя. А главное, что актеры не стремятся произвести впечатление, не наполняют свою игру излишними деталями. Вот что значит польская школа», – рассуждает актриса омского академического театра драмы Анна Ходюн после просмотра спектакля.

«Если говорить о кинопоказе, мне кажется, что это довольно важная история культпросвета. Это классика, которая снята на пленку, и здесь становится доступным разговор об истории развития театра, о градации режиссерской мысли и актерской игры», – говорит режиссер Борис Павлович (Санкт-Петербург).

23 июня на сцене Органного зала выступил Артур Дуткевич, яркий представитель современного джазового мейнстрима. Его трио поразило публику глубоким переосмыслением тем Чеслава Немена, согрело зал ярким звучанием собственных композиций.

«Я благодарен организаторам фестиваля «Академия» за высокий уровень работы, за прекрасного зрителя и профессионально подобранный технический персонал. Для нас фестиваль «Академия» стал серьезным партнером, с которым мы планируем продолжить сотрудничество, мы уверены в успехе наших будущих совместных проектов», – сказал в итоге трехдневной работы директор Польского Культурного Центра в Москве Дариуш Клеховский.

Сегодня Международный театральный фестиваль «Академия» встречает актеров и режиссера театра «Читен» из японского города Киото. Спектакль «Чайка» будет представлен зрителю 25 и 26 июня на камерной сцене Омского академического театра драмы.

Пресс-служба фестиваля:

PR-директор Международного театрального фестиваля «Академия» Елена Станиславовна Мамонтова 8-913-142-8605

Сотрудники пресс-центра: Екатерина Олюнина 8-905-097-9776, Полина Вахитова 8-913-630-3827