Виктор Добронравов: "Мы думали, нас разорвут за "Онегина"

 

 

 

Исполнитель главной роли дал интервью корреспонденту "Вечерки" после нашумевшего спектакля, показанного театром им. Вахтангова на Международном театральном фестивале "Академия" в Омске.

 

 - Виктор, после двух показов "Евгения Онегина" в постановке Римаса Туминаса в Омске в сети появилось огромное количество отзывов. Наша публика испытала потрясение.

- Да, "Онегин" - удивительная штука. Он кажется нединамичным, но с помощью зеркала, создающего ощущение нереальности, Туминас погружает зрителя в свой мир - это надо уметь. Знаете, когда мы выпускали спектакль, нам казалось - все, это катастрофа! Ничего не происходит, все очень медленно... Но премьера сразу показала, что мы ошибались. Самое интересное: даже критики приняли этот спектакль. А мы думали, что пушкиноведы нас разорвут: от романа ведь ничего не осталось, процентов тридцать, не больше! Никто не замечает. Все остальное, вложенное Пушкиным в роман, просто играется: оно происходит в этих больших картинах, в этюдах... Все понятно без слов.

 

- Театр Вахтангова привез на фестиваль спектакли разных жанров: с опереттой "Мадемуазель Нитуш" соседствуют трагедия "Медея", "Наш класс" о событиях 41-го года в Едвабне... И все это - "топовые" спектакли театра. Значит, сегодняшнего зрителя интересует не только развлекательный театр?

- Многообразие жанров в театре должно быть, иначе театр перестанет быть актуальным. Театр должен быть разным, должен дышать вместе со зрителем. В кино ведь то же самое: мы смотрим не только комедии, но и серьезные фильмы, в зависимости от настроения. И в жизни так же: иногда хочется поболтать и повеселиться, а иногда - поговорить с кем-нибудь по душам или поплакать о чем-то. Мне кажется, что театр - это зеркало общественной жизни в целом. Я рад, что у нас крепкий репертуар. В "Мадемуазели Нитуш" я исполняю роль Флоридора, театр сегодня вечером будет играть этот спектакль в Омске. Но, к сожалению, я сыграть его не смогу: три недели назад сломал руку, вместо меня будет молодой артист. Слава богу, что не ногу сломал: по крайней мере, Онегина я сыграл, никто и не замечает, что мой герой со сломанной рукой ходит.

 

 

OAZ 0091

 

 

- И снова мы вернулись к "Онегину". Вы сказали, что спектакль медленный, но тем не менее зритель смотрит на сцену, боясь отвести взгляд. Почему?

- Я помню, нам еще в институте говорили: "Ребята, вы поймите, что сам по себе современный зритель живет в очень быстром темпе. И если в театре начинается что-то нудное, он просто заснет. Зрителя нужно сразу брать в оборот: щелк! - и все внимание на сцену".

 

- И "Онегин" Туминаса делает такой щелчок.

- Он убивает стереотипы. Как только открывается занавес и говорится: "Мой дядя самых честных правил" - все, зрительское восприятие умирает. А у Туминаса зритель первыми строками слышит: "Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей". Зритель начинает сомневаться: "Простите, что? Это Онегин?" И все, начинается мыслительный процесс.

 

- Виктор, помимо Онегина в вашей творческой биографии много прекрасных ролей, среди них и главная роль в мюзикле "Красавица и Чудовище". Расскажите об этом актерском опыте, все-таки мюзикл - редкий жанр в нашей стране.

- Да, это не наш жанр, приобретенный. Запад здорово работает мюзиклы, там очень много артистов, большая конкуренция. У нас она не такая большая. Жанр очень сложный, приходится все делать одновременно. Немногие артисты обладают всеми качествами сразу: чтобы мог и драматически сыграть роль, и спеть ее на высочайшем уровне, еще и танцевать при этом. Русскому артисту и русскому зрителю ближе жанр водевиля и оперетты. А мюзиклы мне очень нравятся, хотел бы еще в них поработать. Предложения периодически поступают: с Егором Дружининым мы делали мюзиклы "Любовь и шпионаж", "Я - Эдмон Дантес", был прекрасный музыкальный спектакль "Обыкновенное чудо" по великой музыке Гладкова. Я с таким удовольствием его играл! Это была очередная встреча с ролями Андрея Миронова: в училище я играл Фигаро, в театре сейчас играю Флоридора, а в "Обыкновенном чуде" мне досталась роль Министра-администратора. В нашей стране, к сожалению, мюзикл - это не путь наверх, как в Америке или в Лондоне. Там Бродвей и Вест-Энд - это сразу карьерный рост. Ты круто играешь в мюзикле, приходит продюсер и говорит: "Чувак, мы берем тебя в Голливуд". У нас такого не происходит, все наоборот: ты становишься популярным артистом, и тогда тебя приглашают в мюзикл. Мне было интересно, я играл... Мюзикл "Красавица и Чудовище" был удивительный! Яркий! Очень походил на тот классический диснеевский мультик, который я смотрел в детстве много раз.

 

- Со своей музыкальной группой "Ковер Квартет" гастролируете?

- Это же хобби. Повод собраться, поиграть для себя... Правда, уже 10 лет прошло, а мы все играем. Мне просто нравится заниматься музыкой, и я рад, что это именно хобби, а не работа.

 

- А что вас держит столько лет на одном месте работы?

- То же, что и каждого из вахтанговцев. Мой папа (актер Федор Добронравов - прим. Т.П.) очень требователен к театру, я, если можно так сказать, аскетично воспитан. Для меня театр - это дом. И еще у нас говорят "служить в театре", как в армии. У меня именно такое отношение: я служу в театре Вахтангова. Легко служить, когда все хорошо: мы на волне успеха, у нас большие зарплаты, крепкий репертуар, лучшее оборудование, сильнейшая труппа, гастроли по всему миру. Не на что жаловаться. А ведь когда я пришел в театр в 2004 году, было все очень непросто. Был другой директор, мизерные зарплаты, слабый репертуар. Михаилу Александровичу Ульянову в силу возраста было просто тяжело... Он был слаб, и театр был такой же: великий, но обветшалый дом. Сейчас этот дом перекрасили, заштопали... корабль тот же, матросы не поменялись - пришел новый капитан, который паруса надул, и все изменилось, а до этого матросы сидели и играли в карты.

 

- Хорошее сравнение. Хочу спросить вас еще про брата. Как с ним складываются отношения, есть ли в них дух соперничества?

 

 

CCC 8475

 

 

- Никакого соперничества, у нас разные типажи. Между нами шесть лет разницы, хотя с возрастом она, конечно, сокращается. Когда я выпустился из вуза, Ванька еще учился в школе, потом и он поступил в училище... Когда я увидел его работу в фильме Андрея Звягинцева "Возвращение", испытал шок. Для меня это был мой мелкий брат! А тут я увидел колоссальную актерскую работу. Он просто сделал этот фильм, был бы другой мальчик - было бы другое кино. Ванька очень большой артист, и я думаю, что у него все впереди. С точки зрения актерского дарования мне до него далеко.

 

 

- В интервью вы как-то упомянули, что верите в пословицу "не в деньгах счастье". В чем, помимо театра, вы его находите?

- В семье. Я утром с удовольствием иду на работу, а вечером с удовольствием иду домой, где меня ждут жена и дочери.

 

- Они тоже станут продолжателями актерской династии Добронравовых?

- Не дай бог! Актерский хлеб в принципе нелегкий, а актрисам вдвойне и втройне сложнее. Вся мировая драматургия строится на мужских ролях. А если актриса выпускается из театрального вуза и у нее начинается карьера, ей некогда рожать, родила - некогда воспитывать. Профессия актера требует много времени, сил и всей жизненной энергии. Я сделаю все, чтобы мои дети имели выбор, куда пойти. Если уж их дорога каким-то образом приведет в театр, то это будет не по моей вине. Хотя наследственность уже видна: Варвара прекрасно поет и танцует, Василиса за ней повторяет. Они обе подвижны и артистичны.

 

- Виктор, спасибо вам за беседу! Позволю задать себе еще один вопрос: вы болельщик, следите за чемпионатом?

- Я болею за красивый футбол. Вот немцы в игре со шведами на последних секундах забили фантастический гол со штрафного - как этому не порадоваться! Позавчера корейцы обыграли немцев - тоже радовался! Я вообще очень рад, что чемпионат организован на высоком уровне. Что все туристы в шоке и восторге от страны: они не видят шатающихся медведей, излучающихся ядерных реакторов, водка не льется у нас в реках, и матрешки не ходят по улицам. Вместо вечных страшилок, которыми пугают людей, они видят прекрасную, открытую страну, добрых людей, радушный прием - и это круто!


Татьяна Попова

Фото Сергея Сапоцкого и из архива фестиваля "Академия"

Источник:  http://omskgazzeta.ru/2929/my-dumali-nas-razorvut-za-onegina