"Академия" объяснила омичам, почему нужно говорить о геноциде

 

 

Международный театральный фестиваль завершился двумя спектаклями на общую тему.

 

Вчера, 1 июля, в Омске состоялись финальные показы фестиваля. Зарубежные участники Роберт Акопян (Русский театр им. К.С. Станиславского, Ереван, Армения) и Роберт Якобсон (театр "Альбатрос", Эрве, Швеция) представили свои спектакли, объединенные общей темой - геноцид глазами ребенка. На этом, пожалуй, сходство спектаклей заканчивается, поскольку в остальном они отличаются друг от друга. Спектакль армянского гостя "К вам обращаюсь" посвящен резне армян турками в 1915-1916 гг. и основан на автобиографическом романе Левона Завен Сюрмеляна, пережившего эти события в детстве. Начав с частного случая, с описания конкретного эпизода истории, в финале герой Роберта Акопяна выходит на общую проблему уничтожения человека человеком, упоминает нацистские лагеря, в которых умирали русские, украинцы, белорусы, говорит о терроризме и событиях Майдана. Артист выступает в некотором роде миссионером, призывая человечество к совместной борьбе со злодеяниями.

 

- Монолога, который звучит в финале, нет в романе, я сам его написал, - рассказал артист и автор спектакля на творческой встрече со зрителями. - Дело в том, что геноцид - это не трагедия определённого народа. Это общечеловеческая трагедия, которая может обретать разные формы. Однажды, после событий 1915 года, люди промолчали - и потом случились холокост, террористические акты и так далее. Против этого надо сообща, всем миром бороться! Вот ради чего я написал такой монолог.

 

Шведский артист Роберт Якобсон рассказал, что показанную им историю он написал сам. Спектакль "В тени ненависти растут цветы" посвящен теме гонения евреев фашистами во время Второй мировой войны и является скорее литературной постановкой, способом самовыражения артиста, нежели театром в привычном смысле слова. Драматургия и мотивация создания именно такой истории не очевидны. Наверняка у организаторов были свои причины для включения сего спектакля в программу, однако художественный уровень и степень эмоционального воздействия этой работы ставят под сомнение репутацию международного фестиваля.

 

"Академия" завершилась, а значит можно подвести итоги. Сразу три спектакля фестиваля оказались на тему геноцида: вышеназванные постановки иностранных гостей и "Наш класс" театра им. Евг. Вахтангова. Случайно это или нет - с таким вопросом мы обратились к программному директору фестиваля Александру Вислову:

 

- Сегодня у нас слишком много развлекательного и в театре, и, тем более, на ТВ. В то время, когда нам пытаются представить нашу историю как череду сплошной радости и борьбы хорошего с лучшим, чрезвычайно важно, чтобы мы не забывали о настоящих уроках истории, - объяснил программный директор. И процитировал "Тиля Уленшпигеля": - Помните: "пепел Клааса стучить в мое сердце". Театр должен быть как пепел Клааса. И на нашем фестивале он стучал. Тема эта неисчерпаема, ее не может быть слишком много: чем больше спектаклей на эту тему, тем правильнее.


Татьяна Попова

Фото из архива фестиваля

 

Источник: http://omskgazzeta.ru/2929/akademiya-ob-yasnila-omicham-pochemu-nuzhno-govorit-o-genotside