Ждем-с!
«Академия» у реки-Тишины, или
К нам едет «Комеди Франсез»!
Вы о чем подумали? О скучных институтских лекциях, дремотах академического часа и прочих депрессивных моментах былой студенческой юности? Ошибочка вышла, граждане! Речь пойдет о возвращении на наши омско-ртышские берега Международного театрального фестиваля под названием «Академия». Два года назад первые «академики» так удачно дебютировали на омской почве, что и в прессе (причем не только российской, но серьезной зарубежной), и в Интернете еще долго разгуливало эхо того невероятно удачного, в прямом смысле зажигательного, первого фестиваля. Почему зажигательного? И по высокому градусу сценического творчества, да и всего фестивального настроя, и еще потому, что открывало его эффектное шоу «Огненные люди».
А встреча ведущих отечественных и западных театральных критиков за круглым столом с губернатором Л.К. Полежаевым, ставшим инициатором фестиваля «Академия», вообще произвела на гостей неизгладимое впечатление подходами руководителя крупного сибирского региона к приоритетному развитию сферы культуры и искусства на прииртышской почве. При любом удобном случае от участников той встречи шли ссылки на уникальный омский опыт отношения к театральному делу.
Так что обещание через два года вновь позвать в Омск нерядовые театральные коллективы и привезти самые нашумевшие постановки европейского класса ни у кого здравомыслящего сомнений не вызвало. А ведь в момент подготовки первого фестиваля скепсиса хватало выше крыши. Типа, кто же за Уральский хребет из Европы потащится народ развлекать? Блестяще проведенный фестиваль разрушил эти предубеждения и заложил тот надежный фундамент, на котором сегодня уже простроена программа Второго Международного фестиваля, открывающегося в середине сентября. Буквально на днях состоялась пресс-конференция, которую дали в пресс-центре правительства Омской области арт-директор «Академиии» Ольга Никифорова и директор Омской драмы Виктор Лапухин.
Омский фестиваль с первого же захода элегантно вписался в мировой театральный мейнстрим. По крайне мере к нам едет легендарный театр «Комеди Франсез», спектакли которого рады принимать в самых фешенебельных театральных залах мира. Получается, в год, объявленный в России годом Франции, явно торжествует памятное для россиян утверждение генерала де Голля о том, что Европа не заканчивается у подножия Уральских гор. Тем более, что приезжавшая в разведку генеральный директор «Комеди Франсез» госпожа Мюриель Майетт, была не только очарована омским театром, но и по достоинству оценила современную техническую оснащенность омичей.
Старейший французский театр, основанный повелением Людовика ХIV, в котором работал великий Мольер, покажет омским зрителям «Женитьбу Фигаро». Спектакль имел шумный успех у себя на родине. Посмотрим на реакцию сибирской публики.
Вновь приезжает в Омск фантастический Мартин Вуттке. Два года назад его появление на омской сцене казалось чудом из чудес. Сегодня даже не театралы с интересом воспринимают это имя. Во всяком случае, после триумфа фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, в котором Вуттке в свойственной ему гротесково-реалистичной манере бесподобно сыграл Гитлера, омские киноманы широко открыли глаза: этот всемирно известный артист появится у нас?
Пройдя искушения славой, известностью на театральной сцене и в кино, Мартин Вуттке остаётся очень заинтересованным человеком, чутко откликающимся на искренность и теплоту. А иначе чем объяснить, что этот матерый актёрище по собственной инициативе напросился на путешествие в Сибирь! На первой «Академии» Вуттке после моноспектакля «Арто и Гитлер в Романском кафе» был буквально облеплен со всех сторон актерской братией, жаждущей понять, каким это чудом он выполняет свои невероятные перевоплощения? Артист терпеливо часа два отвечал на вопросы в театре драмы, а потом мастер-класс плавно переместился в гостиницу, превратившись во всеночное бдение. Такой всплеск интереса и восхищения, настоящий энергетический заряд в далеком сибирском Омске, ему, конечно же, запомнился. Иначе «Берлинер ансамбль» - театр, в котором играет немецкий артист, не приезжал бы к нам вновь.
Вуттхе, родившийся в Западной Германии, стал великим разоблачителем фашизма и прочей дегуманизированной тирании. А уж фюрера он сыграл в самых разных проекциях, с ювелирной точностью огранивая и расцвечивая типажи своих адольфов. Можно не сомневаться, что мотив зарождения дьявольского начала в человеке прозвучит и в спектакле «Гретхеновский Фауст», который Мартин Вуттке поставил как режиссер. Тема актуальная во все времена, а в год, проходящий под знаком юбилея Победы, она не может не зацепить россиян.
Если уж прозвучало упоминание о войне, завершившейся 65 лет назад, то не грех вспомнить, что именно в Омске находился в эвакуации знаменитый вахтанговский театр. И хотя с той поры утекло столько иртышской воды благодарные чувства вахтанговцев к омичам ничуть не остыли. Более того, театр им. Е. Вахтангова и нашу драму связывают давние дружеские отношения еще со времен, когда вахтанговцами руководил наш земляк Михаил Александрович Ульянов. Теперь у руля театра Вахтангова - известный режиссер Римас Туминас. Поставленный им в этом сезоне «Дядя Ваня» поднял на уши всю театральную Москву. Вот этот спектакль и покажут вахтанговцы омскому зрителю. И мы вновь, как пару лет назад во время гастролей москвичей в Омске, увидим в главных ролях и Сергея Маковецкого, и Людмилу Максакову.
С одним творением Туминаса на родной литовской почве мы познакомились как раз на первой «Академии». Тогда Малый театр города Вильнюса показал омичам сверкающий остроумием и иронией «Мадагаскар» М. Ивашкявичюса, поставленный нынешним вахтанговским худруком. Литовский «акцент» будет иметь место и на предстоящей «Академии». Потому что на фестиваль приглашен креативный театр Оскараса Коршуноваса.
Кроме того, наша публика увидит спектакли Хорватского национального театра и Старого театра из Польши. А «разогрев» театральной атмосферы на сей раз отдан в надежные музыкальные руки питерского «Терем-квартета». Для размышления о масштабе нашего фестиваля добавим штрих: этот прославленный ансамбль играл на Олимпиаде в Ванкувере и выступал перед Папой Римским. Но для Омска коллектив вместе с омским академическим драматическим театром готовит совершенно особую программу.
Итак, омичей ждут две невероятные сентябрьские театральные недели. Помимо спектаклей - мастер-классы, семинары, конференции, встречи, карнавальные шествия. Уже с августа начнется продажа билетов на фестивальные спектакли. Если хотите приобщиться к магии великих театров, обязательно заранее сделайте пометку в своем календаре. Поверьте, такие события нельзя пропускать.
Людмила Першина, «Новое обозрение», сентябрь, 2010