Ждем-с!

«Академия»  у реки-Тишины, или

К нам едет «Комеди Франсез»!

 

 Вы о чем подумали? О скучных институтских лекциях, дремотах  академического часа и прочих депрессивных моментах былой студенческой юности? Ошибочка вышла, граждане! Речь пойдет о возвращении на наши омско-ртышские берега Международного театрального фестиваля под названием «Академия». Два года назад первые «академики» так удачно дебютировали на омской почве, что и в прессе (причем не только российской, но серьезной зарубежной), и в Интернете еще долго разгуливало эхо того невероятно удачного,  в прямом смысле зажигательного, первого фестиваля. Почему зажигательного?  И по высокому градусу сценического творчества, да и всего фестивального настроя, и еще потому, что открывало его эффектное шоу «Огненные люди».

 

А встреча ведущих отечественных и западных  театральных критиков за круглым столом с губернатором Л.К. Полежаевым, ставшим инициатором фестиваля «Академия»,  вообще произвела на гостей неизгладимое впечатление подходами руководителя крупного сибирского региона к приоритетному развитию сферы  культуры и искусства на прииртышской почве. При любом удобном случае от участников той встречи шли ссылки на уникальный омский опыт отношения к театральному делу.

 

Так что обещание через два года вновь позвать в Омск нерядовые театральные коллективы и привезти самые нашумевшие постановки европейского класса ни у кого здравомыслящего сомнений не вызвало. А ведь  в момент подготовки первого фестиваля скепсиса хватало выше крыши. Типа, кто же за Уральский хребет из Европы потащится народ развлекать?  Блестяще проведенный фестиваль разрушил эти  предубеждения и заложил тот  надежный фундамент, на котором сегодня уже простроена программа Второго Международного фестиваля, открывающегося в середине сентября.  Буквально на днях состоялась пресс-конференция, которую дали в пресс-центре правительства Омской области арт-директор «Академиии» Ольга Никифорова и директор Омской драмы Виктор Лапухин.

 

Омский фестиваль  с первого же захода элегантно вписался в мировой театральный мейнстрим. По крайне мере к нам едет легендарный театр  «Комеди Франсез», спектакли которого рады принимать в самых фешенебельных театральных залах мира.  Получается, в год, объявленный в России годом Франции, явно  торжествует памятное для россиян утверждение генерала де Голля о том, что Европа не заканчивается у подножия Уральских гор. Тем более, что приезжавшая в разведку генеральный директор «Комеди Франсез» госпожа Мюриель Майетт, была не только очарована омским театром, но и по достоинству оценила современную техническую оснащенность омичей.

 

Старейший французский театр, основанный повелением Людовика ХIV, в котором работал великий Мольер, покажет омским зрителям «Женитьбу Фигаро». Спектакль имел шумный успех у себя на родине. Посмотрим на реакцию сибирской публики.

 

Вновь приезжает в Омск фантастический Мартин Вуттке. Два года назад его  появление  на омской сцене казалось чудом из чудес. Сегодня даже не театралы с интересом воспринимают это имя. Во всяком случае, после триумфа  фильма «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, в котором Вуттке  в свойственной ему гротесково-реалистичной манере бесподобно сыграл Гитлера, омские киноманы широко открыли глаза: этот всемирно известный  артист появится  у нас?

 

Пройдя  искушения славой, известностью на театральной сцене и в кино, Мартин Вуттке остаётся очень заинтересованным человеком, чутко откликающимся на искренность и теплоту. А иначе чем объяснить, что этот матерый актёрище по собственной инициативе напросился на путешествие в Сибирь!  На первой «Академии» Вуттке после моноспектакля «Арто и Гитлер в Романском кафе» был буквально облеплен со всех сторон актерской братией, жаждущей понять, каким это чудом он выполняет свои невероятные перевоплощения? Артист терпеливо часа два отвечал на вопросы в театре драмы, а потом мастер-класс плавно переместился в гостиницу, превратившись во всеночное бдение. Такой всплеск интереса и восхищения, настоящий энергетический заряд в далеком сибирском Омске, ему, конечно же, запомнился. Иначе «Берлинер ансамбль» - театр, в котором играет немецкий артист, не приезжал бы к нам вновь.

 

Вуттхе, родившийся в Западной Германии, стал великим разоблачителем фашизма и  прочей дегуманизированной тирании. А уж фюрера он сыграл в самых разных проекциях,  с ювелирной точностью огранивая и расцвечивая  типажи своих адольфов. Можно не сомневаться, что мотив зарождения дьявольского начала  в человеке прозвучит и в спектакле «Гретхеновский Фауст», который Мартин Вуттке поставил как режиссер. Тема актуальная во все времена, а в год, проходящий под знаком юбилея Победы, она  не может не зацепить россиян.

 

Если уж прозвучало упоминание о войне, завершившейся 65 лет назад, то не грех вспомнить, что именно в Омске находился в эвакуации знаменитый вахтанговский  театр. И хотя с той поры утекло столько иртышской воды  благодарные чувства вахтанговцев к омичам ничуть не остыли. Более того, театр им. Е. Вахтангова и нашу драму связывают давние дружеские отношения еще со времен, когда  вахтанговцами руководил наш земляк Михаил Александрович Ульянов. Теперь у руля театра Вахтангова -  известный режиссер Римас Туминас. Поставленный им  в этом сезоне «Дядя Ваня» поднял на уши всю театральную Москву. Вот этот спектакль и покажут вахтанговцы омскому зрителю. И мы вновь, как пару лет назад во время гастролей москвичей в Омске, увидим в главных ролях и Сергея Маковецкого, и Людмилу Максакову.

 

С одним творением Туминаса на родной литовской почве мы познакомились как раз на первой «Академии». Тогда Малый театр города Вильнюса показал омичам  сверкающий остроумием и иронией «Мадагаскар» М. Ивашкявичюса, поставленный нынешним вахтанговским худруком. Литовский «акцент» будет иметь место и на предстоящей  «Академии». Потому что на фестиваль приглашен креативный театр Оскараса Коршуноваса.

 

Кроме того, наша публика увидит спектакли Хорватского национального театра и Старого театра из Польши. А «разогрев» театральной атмосферы на сей раз отдан в надежные музыкальные руки питерского  «Терем-квартета». Для размышления о масштабе нашего фестиваля добавим штрих: этот прославленный ансамбль играл на  Олимпиаде в Ванкувере и выступал перед Папой Римским. Но  для Омска коллектив вместе с омским академическим драматическим театром  готовит  совершенно особую программу.

 

Итак, омичей ждут две невероятные сентябрьские театральные недели. Помимо спектаклей - мастер-классы, семинары, конференции, встречи, карнавальные шествия. Уже с августа начнется продажа билетов на фестивальные спектакли. Если хотите  приобщиться к  магии великих театров, обязательно заранее сделайте пометку в своем календаре. Поверьте, такие  события нельзя пропускать.

 

Людмила Першина, «Новое обозрение», сентябрь, 2010