Количество «академиков» на душу омского населения

 

В Омске открылся II Международный театральный фестиваль «Академия», в котором примут участие всемирно известные коллективы

 

«Омск - лучшие мои гастроли»

 

Эти слова произнес немецкий актер Мартин Вуттке, побывавший два года назад на I Международном фестивале «Академия». Мы помним его моноспектакль «Арто и Гитлер в Романском кафе», герой которого - безумец и философ, плутающий в поисках истины.

 

Вуттке называют одним из лучших актеров мира. Нынче, выступив уже в качестве режиссера, он привез в Омск свой спектакль по поэме Гете «Фауст».

 

Лестный, и тем более приятный из таких уст, отзыв о нашем городе. Очевидно, что многие зарубежные звезды испытывают удивление (если не потрясение), обнаружив все приметы современной цивилизации, признаки культурного, театрального центра в «какой-то там» Сибири, о которой они имеют смутное представление. К тому же принимать гостей мы умеем. Тут тебе и комфортабельные апартаменты, и щедрые застолья, и экскурсии в глубинку. В прошлый раз, к примеру, многие гости побывали в Большеречье, в этнографическом музее под открытым небом «Старина сибирская».

 

Только не надо бы на нас дивиться, как на матрешку, как на некую экзотику. Вот ведь и Мишель Ваис, живущий в Канаде, генеральный секретарь Международной ассоциации театральных критиков, признался, что считал наши широты чем-то вроде «белого безмолвия». Ну что тут скажешь - хромают географические познания у многих даже очень образованных зарубежных друзей. Простим.

 

После спектакля «Бумбараш», которым открылся фестиваль, я специально подошел к главному критику планеты с вопросом «ну как?». Он ответил, что это очень высокий уровень, что с подобной постановкой можно смело гастролировать по миру.

 

Наш «Бумбараш»

 

Вы знаете, за какое время был создан этот музыкальный спектакль? За пять дней! Быть может, это один из мировых рекордов?    

 

Его называют «продуктом фестиваля». Скажем иначе: детище. И появился «ребенок» от «папы-мамы», живущих в разных городах и исповедующих разные культурные традиции. Наш Академический театр драмы объединился в этой постановке с известной, но совсем не академической группой из Питера «Терем-квартет».

 

В главной роли - народный артист России Валерий Алексеев. Спектакль состоит из песен (они у всех нас на слуху, художественный фильм «Бумбараш» с Валерием Золотухиным едва ли не каждый видел), Алексеев исполняет их под сопровождение самобытного коллектива виртуозных музыкантов.

 

На сцене сооружены подмостки для квартета. Его участники не только играют на своих инструментах, но и периодически вовлекаются в действие. Две домры, балалайка-контрабас и баян - вот и все инструменты, которые при этом дают объемное звучание, полноценно аккомпанируют не только солисту, но и хору, вполне заменяя собой оркестр.   

 

«Терем-квартет» - группа музыкальных шутников. Говорят, исполняя Шуберта, они выходят на сцену в смокингах и... разноцветных кроссовках. Их аранжировки выглядят неожиданно, дерзко, но никогда - кощунственно. Исполняя классику, они сохраняют уважение к ней. Часто, независимо от ее происхождения, ненавязчиво вплетают в музыкальный рисунок русские мотивы. Впрочем, уже и инструменты сами по себе привносят оттенок русскости. Гротеск, дружеский шарж в их исполнении далеки от ехидной пародии.

 

Но если об этом направлении можно спорить (как можно спорить обо всем), то в «Бумбараше» как раз безоговорочно органично слились юмор литературного материала и манера музыкантов.

 

Поющий драматический актер - особая тема. Он может не обладать таким диапазоном, как оперный исполнитель, выпускник консерватории по классу вокала. Однако последний не всегда сумеет вот так «спеть душой». Как пели «безголосые» Марк Бернес, Леонид Утесов или Владимир Высоцкий.

 

А наш Валерий Алексеев и голосом обладает (любит и умеет петь под собственный аккомпанемент на гитаре), и точно, тонко, пронзительно доносит до нас все оттенки чувств Бумбараша, простого солдата, уставшего от войны, сильного, но одновременно трогательного и смешливого.

 

Будет ли этот проект иметь продолжение? Или же «отгуляем» фестиваль - и забудем о замечательном музыкальном спектакле? Концы-то от Питера до нас неблизкие - не налетаешься «Терем-квартету». 


На пресс-конференции, предшествовавшей открытию фестиваля, руководство театра дало понять, что спектакль все же будут включать в репертуар, пускай не каждый месяц. Коли так, мы рады за омичей. Многие и хотели бы попасть на премьеру, да не удалось.

 

Что почем, и кто почем

 

Кого-то остановили цены. Билеты на самые дорогие спектакли фестиваля стоили до 3500 рублей. Впрочем, на галерку можно попасть и за 500. Несмотря на это, билеты (и в первую очередь, кстати, дорогие) были распроданы быстро.

 

Итак, мы подтверждаем славу театрального города. А Омский академический - предмет особой гордости. Несколько лет назад после его гастролей в Санкт-Петербурге популярная тамошняя газета опубликовала заметки под заголовком «Десять дней, которые потрясли город». К кассам БДТ (знатная площадка!) по привычке питерцы подтягивались перед самым спектаклем - и билетов им не доставалось, приходилось с рук покупать втридорога.

 

Не случайно наш Омск стал единственным провинциальным (условно употребим это слово) городом, в котором проходит фестиваль подобного масштаба. Он приобретает все большую популярность. Если в прошлом году областной бюджет брал на себя все расходы по его проведению, в том числе оплачивал дорогу гостям, то нынче от желающих принять участие в фестивале не было отбоя, и коллективы готовы были приехать за свой счет. Многим пришлось отказать даже на этих условиях. Иные попросту недотягивали до заданной Омском планки. О ее высоте говорит уже то, что к нам приезжает один из старейших театров мира, основанный в 1680 году «Комеди Франсез». Труппа покажет комедию  Бомарше «Женитьба Фигаро». С этим спектаклем театр совершает гастроли по России. Но причиной его приезда в нашу страну стало именно участие в омском фестивале.

 

А чего стоит приезд Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова со спектаклем по пьесе А. Чехова «Дядя Ваня»!

 

Те, кто успел познакомиться с афишей фестиваля, обратили внимание, что в репертуаре много классики. Это «Ромео и Джульетта» в исполнении литовского театра, «Поздняя любовь» А. Островского, поставленная Омским государственным академическим театром, инсценировка Гете «Страдания молодого Вертера» («Старый театр» из польского Кракова). Что тут скажешь? Классика бессмертна и бесценна.

 

Как ни старались журналисты на пресс-конференции выпытать у министра культуры Омской области Владимира Телевного, в какую сумму областному бюджету выльется этот масштабный праздник, он от прямого ответа ушел. Правда, пообещал: «Посчитаем после - озвучим цифру». Известно, что уже принято решение: соучредителем следующего фестиваля выступит Министерство культуры России, поделив с Омском затраты - ну и, разумеется, славу.    

 

Переживает ли современный театр кризис? На эту тему хорошо высказался уже упомянутый нами Мишель Ваис: «Общество постоянно переживает кризисы. Театр, как плоть от плоти его, тоже их переживает и при этом отражает эти процессы на сцене. Так что не надо драматизировать».

 

Сами актеры настроены менее оптимистично. Коммерческое кино, сериалы-однодневки куда привлекательнее для актеров, чем работа на театральных подмостках. Заработок актера театра колеблется от 10 до 30 тысяч рублей в месяц. Съемочный день актера кино стоит от 10 до 150 тысяч. Эти деньги, конечно же, совращают, а порою и развращают, отвлекая силы талантливых людей на добывание хлеба насущного.

 

Но не все решает арифметика. Театр жив, и остаются люди, ему преданные. Как актеры, так и зрители. Как те, кто ему честно служит, так и те, кто умеет оценить настоящее искусство.

 

Наверное, догадываетесь: после «Бумбараша» овации долго не смолкали. И все дни фестиваля они будут звучать в разных залах нашего города.  

 

Владимир Булычев, «Омский вестник», 22 сентября, 2010 г.