«Академия» строит мосты дружбы
- самые надежные на свете
Увертюра праздника
Второй Международный фестиваль «Академия» стартовал в Омске 17 сентября веселым карнавальным шествием по Любинскому проспекту. Вечером омичам и гостям показали первый фестивальный «продукт» - совместную постановку Омского театра драмы и знаменитого питерского Терем-квартета - спектакль «Бумбараш». Народный артист России Валерий Алексеев, исполнивший в нем главную роль, просто купался в стихии потрясающих музыкальных зонгов. Но сюжет, придуманный еще Аркадием Гайдаром, переложенный по памятному всем кинофильму на музыку и стихи Владимиром Дашкевичем и Юлием Кимом, прозвучал в Омске с новым осмыслением. Тут все было замешано неразделимо круто на больной для России теме гражданской войны: озорство и отчаянье, печаль и радость, смерть и любовь.
И уж в какой невероятно роскошной инструментальной оправе все это подавалось омскому зрителю! Великолепная четверка супер-профессиональных питерских музыкантов (малая домра, домра-альт, баян, балалайка-контрабас) потрясла не только фантастической техникой игры, но какой-то гремучей смесью артистизма, обаяния, душевности и огненного темперамента. Не мудрено, что ансамбль с восторгом принимают в резиденциях глав правительств мира, а кроме того, талантливым питерцам аплодировали и Папа Римский, и принц Чарльз, и Мать Тереза. Терем-квартет умел удивлять всегда, удивил он публику и на омской «Академии».
Фактически выступление Терем-квартета стало очень верным камертоном, давшим тонкую настройку всему фестивалю. Народ наш душевно расслабился не только в стенах драмтеатра, но и на вечере в Музыкальном театре, где музыканты с присущим им блеском, юмором и иронией исполнили популярные театральные и киномелодии.
Потом пробил час долгожданного свидания с Московским академическим театром имени Вахтангова. После окончания ошеломительного спектакля «Дядя Ваня» зрители долго аплодировали стоя. Актер Валерий Алексеев, вышедший вручить гостям памятные подарки, сказал, что энергия великих вахтанговцев, которые играли в годы войны на этой сцене, помогает преуспевать в творчестве и нынешним артистам Омского академического театра.
Лучшие люди на свете
Вахтанговцев всегда встречали в Омске, как самых дорогих и самых близких людей. Очень долгожданных. Очень родных. Почти по-родственному узнаваемых и любимых особой любовью, проверенной годами и расстоянием. Все это осенялось чем-то огромным и значимым, родившимся в холодной Сибири почти 69 лет назад. Тогда, морозной осенью трагического 1941 года город принял эшелон с эвакуированным театром Вахтангова, так же как принимал тысячи других эшелонов с запада страны. Омичи по-сибирски широко и щедро открыли приехавшим москвичам не только сердца и души, но делились с ними буквально всем - от квадратных метров жилья и куска хлеба до театральной сцены.
Кажется невероятным, но в составе артистов, занятых в спектакле "Дядя Ваня", который получил пркестижный приз "Хрустальная Турандот" за лучший спектакль сезона 2009-2010, на сцену омской драмы в роли няньки Марины вышла старейшая актриса театра, заслуженная артистка России Галина Коновалова. В свои 95 лет (!) она не только играет - темпераментно, озорно, ярко, самозабвенно, но и по сей день эта потрясающая женщина остается главным, очень верным и трепетным хранителем воспоминаний о времени, когда театр был в эвакуации в Омске. Помнится 5 лет назад в 2005 году Галина Львовна тоже приезжала с театром на гастроли в Омск. Тогда еще был жив многолетний руководитель театра Вахтангова Михаил Ульянов, который, уже будучи тяжело больным, как оказалось, в последний раз навестил родную землю.
Тогда Коновалова буквально взорвала своим пламенным выступлением вполне мирное течение пресс-конференции. Подобно пламенной Пассионарии, грозно сдвинув брови, Галина Львовна в лоб спросила собравшихся журналистов, отчего они так нелюбопытны, что не интересуются подробностями тех далеких военных лет, когда Сибирь приютила московский театр! И тут же выдала фонтан бурный эмоций, адресованных омичам военной тут поры. Столько нежности, благодарности, сбереженной теплоты было в тех ее откровениях, что проняло до глубины души самых непробиваемых представителей СМИ!
Уникальные воспоминания: тончайшие детали событий, происходивших в тыловом городе, особенности быта военной поры, невинные хитрости по добыче пропитания для семей и топлива для обогрева своих комнатушек, радость репетиций новых спектаклей, шумный успех премьер на омской сцене, высокие награды за спектакли, поставленные в Омске, - все тесно переплелось воедино, но зафиксировалось очень четко и рельефно. Ее память сохранила даже имена омичей, потеснившихся в своих квартирах, гостеприимно принявших приезжих, помогавших эвакуированным в бытовом обустройстве, подбадривавших их в тяжелые моменты. Потому Омск всегда ассоциируется у старой вахтанговской гвардии с чем-то замечательно родным и близким. Как искренне воскликнула Галина Львовна: "При слове Омск все в театре улыбаются!" А еще она сказала со свойственной ей веселой категоричностью: "Омичи - лучшие люди на свете!"
Титан русского театра
Оказавшись в Омске в год 65-летия Победы, вахтанговцы не могли не уделить внимание годам пребывания в нем своих коллег. Они возложили цветы к мемориальной доске М.А. Ульянова на здании театра Омской драмы и посетили мемориал "Труженикам тыла". Там букет цветов лег к подножию открывшегося в нынешнем мае монумента. Нынешний художественный руководитель вахтанговской труппы, режиссер Римас Туминас, стоя у мемориальной доски, признался, что в Омске он по-особому осознал те далекие годы, почувствовал какая тогда была эпоха: "Невольно рождается чувство благодарности к этим людям, восхищения ими". Римас Владимирович добавил, что, он сблизился с Ульяновым лишь в последние годы его жизни, и сейчас в полной мере осознает, какой это был уникальный человек и художник, поэтому ему особенно дорога эта поездка на омский фестиваль, на родину Михаила Александровича.
Проникновенные, искренние слова о великом артисте и человеке, навсегда связавшим неразрывной нитью омичей и вахтанговцев, произнесла возле мемориальной доски и Галина Львовна Коновалова. И снова прозвучали слова признание в любви сибирякам: "Здесь творился замечательный, золотой период театра Вахтангова. Мы здесь выпустили лучшие свои спектакли. Нас прекрасно принял Омск. Любой вахтанговец, вспоминая о вашем городе, будет вновь и вновь говорить только в превосходной степени, так необыкновенно нас принимали омичи".
Народный артист России Владимир Симонов, посмотрев на фотографию Михаила Александровича, сказал с грустью: "Во время последней поездки Омск он был такой печальный, такой мудрый... Во всех проявлениях его отличала прежде всего доброта. Наверное, в этом заключался его главный недостаток и главное достоинство. Это качества Ульянова-человека. А актер он ВЕЛИКИЙ был!"
Для омичей теперь уже навсегда слились воедино - образ всенародно любимого артиста и столичный театр, которым он руководил, в котором сыграл лучшие свои роли. Да и сама биография великого артиста являет пример поразительного взлета к высотам профессии, чисто сибирского упорства в достижении поставленной цели, исключительного гражданского и человеческого мужества. Всеми этими качествами Михаил Ульянов умел очень естественно наделять своих героев, сыгранных им на театральной сцене, и в кино. Ему не надо было изображать, «играть» сильные характеры, потому что он сам воспитал в себе такой незаурядной силы характер. А может, им его наделила сибирская земля, на которой он родился, по которой ходил почти четверть своей жизни!
Самые суровые фронтовики безоговорочно поверили в сыгранного Михаилом Ульяновым Жукова, потому что только таким - несгибаемым, яростным, проницательным и мудрым мог быть маршал Победы. О том, что Георгий Константинович, не терпящий никакой фальши в изображении войны на киноэкране, сам выбрал актера на свою роль, рассказывала омским журналистам дочь Жукова Маргарита Георгиевна, приезжавшая на открытие памятника маршалу в нашем городе. Жуков ей сказал, что артист, так убедительно сыгравший преодоление нечеловеческих обстоятельств в фильме «Председатель» (Егора Трубникова как раз и сыграл в нем Ульянов), может справиться с ролью маршала.
Роль этого великого полководца была сыграна артистом в 16 фильмах. Очевидно, теперь должны пройти годы, прежде чем появится актер, который рискнет состязаться с ульяновским Жуковым. Но ясно одно: такого маршала в российском кино больше не будет. К счастью остались отцифрованные в современных технологиях кинопленки. Записанные на телевидении спектакли донесут до потомков его удивительный харизматичный талант театрального актера.
И еще осталась завещанная Михаилом Александровичем дружба омичей с театром Вахтангова. Новый кирпичик, скрепляющий этот ульяновский завет, положен в ее фундамент нынешним фестивалем.
...И далее по курсу
Фестиваль продолжил спектакль Хорватского национального театра из Загреба «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». А эстафету уже на ходу подхватывает московский джаз-театр Дмитрия Хоронько. Конечно, знаменитый фильм семидесятых с Джейн Фонда в главной роли когда-то воспринимался публикой несколько по-другому. Нынешние зрители, вкусившие прелестей безработицы и дефолтов, ежедневно погружающиеся в разные реалити-шоу, вполне в состоянии представить себе ситуацию, когда люди, ради возможности сорвать солидный куш, вытянуть у фортуны счастливый билет продают себя как товар.
Показанная загребцами постановка оказалась без всяких натяжек актуальной и, главное, подкупила зрителей энергией и самотдачей молодых артистов - прекрасно танцующих, поющих, органичных в своих сценических образах. После спектакля артисты братались с омскими коллегами на неформальной встрече и находили общий язык друг с другом даже, если рядом не было переводчика. Братья-славяне, одно слово! А уж когда в театральном кафе гости грянули «Катюшу» и «Подмосковные вечера» стало ясно, что фестиваль замечательно выполняет и более масштабную задачу - стирать границы, объединяя людей.
«Академия» приближается к своему временному экватору. Впереди еще столько всего невероятного!
Людмила Першина, «Новое обозрение», 22 сентября, 2010 г.