«Академия» строит мосты дружбы

- самые надежные на свете

Увертюра праздника

 

Второй Международный фестиваль «Академия» стартовал в Омске 17 сентября веселым карнавальным шествием по Любинскому проспекту. Вечером омичам и гостям показали первый фестивальный «продукт» - совместную постановку Омского театра драмы и знаменитого питерского Терем-квартета - спектакль «Бумбараш». Народный артист России Валерий Алексеев, исполнивший в нем главную роль,  просто купался в  стихии потрясающих музыкальных зонгов. Но сюжет, придуманный еще Аркадием Гайдаром, переложенный по памятному всем кинофильму на  музыку и стихи Владимиром Дашкевичем и Юлием Кимом, прозвучал в Омске  с новым осмыслением. Тут  все  было замешано неразделимо круто на больной для России теме  гражданской войны:  озорство и отчаянье,  печаль и радость,  смерть и любовь.

 

И уж в какой невероятно роскошной инструментальной оправе все это подавалось омскому зрителю!  Великолепная четверка супер-профессиональных питерских музыкантов (малая домра, домра-альт, баян, балалайка-контрабас) потрясла не только фантастической техникой игры, но какой-то гремучей смесью артистизма, обаяния, душевности и огненного темперамента. Не мудрено, что ансамбль  с  восторгом принимают в резиденциях глав правительств мира, а кроме того,  талантливым  питерцам аплодировали и Папа Римский, и принц Чарльз, и Мать Тереза. Терем-квартет умел удивлять всегда, удивил он публику и на омской «Академии».

 

Фактически выступление Терем-квартета стало  очень верным камертоном, давшим тонкую настройку всему фестивалю. Народ наш  душевно расслабился не только в стенах драмтеатра, но и на вечере в Музыкальном театре, где музыканты с присущим им блеском, юмором и иронией  исполнили популярные театральные и киномелодии.

 

Потом пробил час долгожданного свидания с Московским академическим театром имени Вахтангова. После окончания ошеломительного спектакля «Дядя Ваня» зрители долго аплодировали стоя. Актер Валерий Алексеев, вышедший вручить  гостям памятные подарки,  сказал, что энергия великих вахтанговцев, которые  играли в годы войны на этой сцене, помогает  преуспевать в творчестве и нынешним артистам Омского академического театра.

 

 Лучшие люди на свете

 

Вахтанговцев всегда встречали в Омске, как самых дорогих и самых близких людей. Очень долгожданных. Очень родных. Почти по-родственному узнаваемых и любимых особой любовью, проверенной годами и расстоянием.  Все это осенялось чем-то огромным  и значимым, родившимся  в холодной Сибири почти  69 лет назад. Тогда, морозной осенью трагического 1941 года  город принял эшелон с эвакуированным театром Вахтангова, так же как принимал тысячи других эшелонов с запада страны.  Омичи по-сибирски широко и щедро открыли приехавшим москвичам не только  сердца и души, но делились с ними  буквально всем  - от  квадратных метров  жилья и куска хлеба до театральной сцены.

 

Кажется невероятным, но в составе  артистов, занятых в спектакле "Дядя Ваня", который получил пркестижный приз "Хрустальная Турандот" за лучший спектакль сезона 2009-2010,  на сцену омской драмы в роли няньки Марины  вышла старейшая актриса театра, заслуженная артистка России Галина Коновалова. В свои 95 лет (!) она не только играет -  темпераментно, озорно, ярко, самозабвенно, но и по сей день эта потрясающая женщина   остается главным, очень верным и трепетным  хранителем воспоминаний о времени, когда театр был в эвакуации в Омске. Помнится  5 лет назад в 2005 году  Галина Львовна тоже  приезжала с театром  на гастроли в Омск. Тогда  еще был жив  многолетний руководитель театра Вахтангова Михаил Ульянов, который, уже  будучи тяжело больным, как оказалось, в последний раз навестил родную землю.

 

Тогда Коновалова буквально взорвала своим пламенным выступлением  вполне мирное течение  пресс-конференции. Подобно пламенной Пассионарии, грозно сдвинув брови, Галина Львовна в лоб спросила собравшихся  журналистов, отчего они так нелюбопытны, что  не интересуются подробностями тех далеких военных лет, когда Сибирь приютила московский театр! И тут же выдала фонтан бурный эмоций, адресованных омичам военной тут поры. Столько нежности, благодарности, сбереженной теплоты было в тех  ее откровениях, что проняло до глубины души самых непробиваемых представителей СМИ!

 

Уникальные воспоминания:  тончайшие детали событий,  происходивших в  тыловом городе,  особенности быта военной поры, невинные хитрости по добыче пропитания для семей и топлива для обогрева своих комнатушек, радость репетиций новых спектаклей, шумный успех премьер на омской сцене, высокие награды за спектакли, поставленные в Омске, -  все тесно  переплелось воедино, но зафиксировалось очень четко и рельефно.    Ее память сохранила даже имена омичей, потеснившихся в своих квартирах, гостеприимно принявших приезжих,  помогавших эвакуированным в бытовом обустройстве, подбадривавших их в тяжелые моменты. Потому Омск всегда ассоциируется у старой вахтанговской гвардии с чем-то замечательно родным и близким. Как  искренне воскликнула  Галина Львовна: "При слове Омск все в театре улыбаются!" А еще она сказала со свойственной ей веселой категоричностью: "Омичи - лучшие люди на свете!"

 

Титан русского театра

 

 Оказавшись в Омске в год 65-летия Победы, вахтанговцы не могли не  уделить внимание годам пребывания в нем своих коллег. Они возложили цветы к мемориальной доске М.А. Ульянова на здании театра Омской драмы и посетили мемориал "Труженикам тыла". Там букет цветов лег к подножию открывшегося в нынешнем мае монумента.  Нынешний  художественный руководитель  вахтанговской труппы, режиссер Римас Туминас, стоя у мемориальной доски,  признался, что в Омске он по-особому осознал те далекие годы, почувствовал какая  тогда  была эпоха: "Невольно рождается чувство благодарности к этим людям, восхищения ими".  Римас Владимирович добавил, что, он сблизился с   Ульяновым лишь в последние годы его жизни, и сейчас в полной мере осознает, какой это был уникальный человек и  художник, поэтому ему особенно  дорога эта поездка на омский фестиваль, на родину Михаила Александровича.

 

Проникновенные, искренние  слова о  великом артисте и человеке, навсегда связавшим неразрывной нитью омичей и вахтанговцев,   произнесла возле мемориальной доски и Галина Львовна Коновалова. И снова  прозвучали слова  признание в любви сибирякам: "Здесь творился замечательный, золотой период театра Вахтангова. Мы здесь выпустили  лучшие свои спектакли. Нас прекрасно принял Омск. Любой вахтанговец, вспоминая о вашем городе,  будет вновь и вновь говорить только в превосходной степени, так необыкновенно нас принимали омичи".

 

Народный артист России Владимир Симонов, посмотрев на фотографию Михаила Александровича, сказал с грустью: "Во время последней поездки  Омск он был такой печальный, такой мудрый...  Во всех проявлениях его отличала прежде всего  доброта. Наверное, в этом заключался его главный недостаток и главное достоинство. Это качества Ульянова-человека. А актер он ВЕЛИКИЙ был!"

 

Для омичей  теперь уже  навсегда слились воедино - образ всенародно  любимого артиста и столичный театр, которым он руководил, в котором сыграл лучшие свои роли. Да и сама биография великого артиста являет пример  поразительного взлета к высотам профессии, чисто сибирского упорства в достижении поставленной цели, исключительного гражданского и человеческого мужества. Всеми этими качествами Михаил Ульянов умел очень естественно наделять своих героев, сыгранных им на театральной сцене, и в кино. Ему не надо было изображать, «играть» сильные характеры, потому что он сам воспитал в себе такой незаурядной силы характер. А может, им его наделила сибирская земля, на которой он родился,  по которой ходил почти четверть своей жизни!

 

Самые суровые фронтовики безоговорочно поверили в сыгранного Михаилом Ульяновым Жукова, потому что только таким - несгибаемым, яростным, проницательным и мудрым мог быть маршал Победы. О том, что Георгий Константинович, не терпящий никакой фальши в изображении войны на киноэкране, сам выбрал актера на свою роль, рассказывала омским журналистам  дочь Жукова Маргарита Георгиевна, приезжавшая  на открытие памятника маршалу в нашем городе.  Жуков ей сказал, что артист, так убедительно сыгравший преодоление нечеловеческих обстоятельств  в фильме «Председатель» (Егора Трубникова как раз и сыграл в нем Ульянов),  может справиться с ролью маршала.

 

Роль этого великого полководца была сыграна артистом в 16 фильмах. Очевидно, теперь должны пройти годы, прежде чем появится актер, который рискнет состязаться с ульяновским Жуковым. Но ясно одно: такого маршала в российском кино  больше не будет. К счастью остались отцифрованные в современных технологиях кинопленки. Записанные на телевидении спектакли  донесут до потомков его удивительный  харизматичный талант театрального актера.

 

И еще осталась завещанная Михаилом Александровичем дружба омичей с театром Вахтангова. Новый  кирпичик, скрепляющий этот ульяновский  завет, положен в ее фундамент нынешним фестивалем.

 

...И далее по курсу

 

Фестиваль продолжил спектакль  Хорватского национального театра из Загреба «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». А эстафету уже на ходу  подхватывает московский  джаз-театр Дмитрия Хоронько.  Конечно, знаменитый фильм семидесятых с Джейн Фонда в главной роли когда-то воспринимался публикой несколько по-другому. Нынешние зрители, вкусившие прелестей безработицы и дефолтов, ежедневно погружающиеся  в разные реалити-шоу, вполне  в состоянии представить себе ситуацию, когда люди, ради возможности сорвать солидный куш, вытянуть у фортуны счастливый билет продают себя как товар.

 

Показанная загребцами постановка оказалась  без всяких натяжек актуальной и, главное,  подкупила зрителей энергией и самотдачей  молодых артистов - прекрасно танцующих, поющих, органичных в своих сценических образах. После спектакля артисты братались с омскими коллегами на неформальной встрече и находили общий язык друг с другом даже, если рядом не было переводчика. Братья-славяне, одно слово! А уж когда в театральном кафе гости грянули «Катюшу» и «Подмосковные вечера» стало ясно, что фестиваль замечательно  выполняет  и  более масштабную задачу - стирать границы, объединяя людей.

 

«Академия»  приближается к своему временному экватору. Впереди еще столько всего невероятного!

 

Людмила Першина, «Новое обозрение», 22 сентября, 2010 г.