Александр Вислов,  ведущий редактор отдела «Искусство»  «Литературной  газеты»

Академия-на-Иртыше

 

На протяжении двух недель, с 6 по 20 сентября, в столице Западной Сибири прошла крупнейшая культурная акция, имеющая полное право именоваться интригующим (хотя и порядком девальвированным) термином «фестиваль», мероприятие действительно международного масштаба (а не так, как у нас сегодня зачастую бывает: пригласят один спектакль с Украины и один из Белоруссии - и можно придавать себе «мультинациональный» статус). 



Но здесь по-иному и быть не могло. Порукой тому не только высочайшая художественная репутация этого прославленного коллектива, на протяжении вот уже не одного десятилетия уверенно сохраняющего за собой неофициальный титул «лучшей труппы российской провинции», но - что в данном случае даже важнее - то высочайшее качество постановки театрального дела, организации процесса, которым издавна, с поры директорства легендарного Мигдата Ханжарова, славилась Омская драматическая академия. 



Когда нынешний директор театра Виктор Лапухин заявляет о «большом деле, очень амбициозном деле», о том, что одной из основных задач предстоящего события является идея «показать лучшие образцы театрального мира, подтверждающие правильность существования репертуарного театра», когда, наконец, обещает омичам праздник. В этих высказываниях менее всего стоит искать вошедшего у нас в правило ритуального плетения пышных и красивых словес. Для того чтобы удостовериться в простой констатации фактов, достаточно бросить хотя бы только беглый взгляд на фестивальную программу. 


...Белградский национальный театр с одной из самых знаменитых сербских пьес «Госпожа министерша» Б. Нушича, решенной, по словам европейский критики, как трагикомический фарс «в духе Кустурицы». 


...Один из самых прославленных театров мира «Берлинер ансамбль», везущий спектакль под названием «Арто и Гитлер в Романском кафе», где в роли Арто будет выступать феноменальный артист Мартин Вуттке.


...Еще один, гораздо более молодой, но ничуть не уступающий сегодня своему земляку в известности коллектив из Берлина - «Шаубюне» и его «Концерт по заявкам» в постановке Томаса Остермайера, прочно входящего в число наиболее громких и востребованных режиссеров Европы (а среди тех, кому еще нет сорока, возможно, самого интересного в профессии). 



Были представлены на «Академии» и другие первостепенные театральные державы. И литовцы (Государственный Вильнюсский Малый театр с «Мадагаскаром» - работой теперешнего худрука вахтанговцев Римаса Туминаса), и французы с очередной сценической версией жизни и творчества Эдит Пиаф, и болгары, примиряющие на себя гоголевскую «Шинель». Несравненный Богдан Ступка в роли царя Эдипа. Должен быть и Тбилисский театр имени Шота Руставели с «главной пьесой мирового репертуара» - очень хотелось бы надеяться, что «Гамлет» Роберта Стуруа, невзирая ни на что, будет показан в Сибири и сможет в очередной раз опровергнуть максиму о музах и пушках. 


Одним словом, было много всего, включая явление Омску самого маэстро Кшиштофа Пендерецкого, который  дирижировал исполнением своих произведений на драматических подмостках, а также не нуждающееся в особых представлениях (равно как и в рекламе) «сНежное шоу» Славы Полунина, три представления которого стали заключительными аккордами уникального - даже для столиц, что уж говорить о периферии, - нацеленного, как и должно, на синтез искусств и действительно высокие образцы, поистине «гурманского» события. 

 

По главной улице с артистом

 

...Обрушившееся на главную магистраль города - улицу Ленина - карнавальное шествие, плавно переросшее в зажигательное пиротехническое шоу от столичных мастеров «жанра», уличного театра «Огненные люди» под водительством человека с говорящей фамилией Спичкин. Это в качестве зачина. 


На финал же припасено диаметрально противоположное с точки зрения стихий «сНежное шоу»: известное на весь мир представление Театра Славы Полунина. Между двумя этими полюсами - тринадцать дней, наполненных современным театральным искусством в наивысших его проявлениях. 


Посередине Сибири, в славном Омске, «громокипит» в эти дни Первый международный фестиваль, амбициозно именующий себя «Академией». И небезосновательно. Достаточно назвать лишь нескольких фигурантов фестивальной афиши: «Берлинер ансамбль» и Белградский национальный театр, актер Мартин Вуттке и дирижер Кшиштоф Пендерецкий, постановки Томаса Остермайера и Евгения Марчелли... 


Как всякое по-настоящему серьезное сценическое событие, «Академия» стремится не только ошеломить «смотром достижений», но и поразмышлять в профессиональном кругу, пробует осмыслить место и роль театра в окружающем мире. Поэтому в рамках фестиваля работала конференция театральных критиков, на которую собрались представители этой «умирающей, но несдающейся профессии» из нескольких стран Европы. Поэтому после показанных спектаклей здесь запланированы специальные творческие встречи с их создателями, где можно получить редкостную возможность пообщаться с легендарными для европейского театра именами. 

 

И еще одно немаловажное обстоятельство. Большое дело, затеянное в Омском академическом театре драмы и всячески поддержанное областными правительством, минкультом и, конечно же, первым лицом региона - губернатором Леонидом Полежаевым (в очередной раз подтвердившим, что титул лауреата «Золотой маски» он носит не зря), - эта масштабная культурная инициатива пришла на Сибирскую землю не в качестве разовой акции, а, что называется, «всерьез и надолго». Уже сейчас подписан протокол о намерениях ни много ни мало с парижским «Комеди Франсез» о том, что вторая «Академия» осенью 2010 года включит в себя приезд и выступление на омских подмостках прославленной труппы. 


А это означает - как любят выражаться в сходных случаях финансовые аналитики - на рынке появился новый серьезный игрок.

Театральная площадь

Объединяющий фактор

СОБЫТИЕ

Фестиваль «Академия» в Омске прозвучал и благодаря, и вопреки

 

...И мы могли бы вести войну / Против тех, кто против нас, / Так как те, кто против тех, кто против нас, / Не справляются с ними без нас, - не вполне слаженно, но с большим чувством выводил смешанный литовско-российский хор в пятом часу утра в помещении лобби-бара гостиницы «Турист» под аккомпанемент двух невесть откуда взявшихся гитар. Момент пусть кратковременного, однако абсолютного единения двух народов в лице молодых артистов Омского академического театра драмы и Государственного Малого театра города Вильнюса был налицо. 

 

А ведь всего какими-нибудь восьмью-девятью часами ранее питомцы Римаса Туминаса выходили на омскую сцену с неким, как казалось, заметным напряжением - не без доли опаски, что ли. И неизменно гостеприимный, да к тому же драматически «подкованный» зал в эти первые минуты спектакля тоже словно бы затаился в странной неопределенности-нерешительности. Будто бы ожидая каких-то тайных, а может быть, и явных подвохов, которыми - держи ухо востро! - похоже, вот-вот грозил обернуться звучащий с подмостков странный текст на тему национальной гордости великолитовцев. Впрочем, это кратковременное наваждение улетучилось из старинных и благороднейших стен довольно быстро, виной чему стало искусство: то феерическое сочетание изощреннейшей метафоричности и эмоционального напора, коим славна блистательная театральная держава, плюс та ошеломляющая, отважно балансирующая между язвительной самоиронией и гордым самолюбованием откровенность разговора о самых больных, «проклятых» вопросах социума, которая звенела в спектакле «Мадагаскар», способны были растопить не только легкий ледок первичного отчуждения. 


На первый взгляд фестиваль «Академия», вознамерившийся впервые в истории перевезти за Уральский хребет ни одну, ни две, а разом целую россыпь нашумевших постановок, сделанных знаменитыми режиссерами в ведущих театрах Европы (а в перспективе - и мира), стартовал в отчаянно неблагоприятное для себя время. К нему в Омске готовились долго, с сибирской обстоятельностью и аналогичным размахом. Наитщательнейшим образом выверяли не только афишу, сверкающую именами и названиями, но и все прочие нюансы и факторы, включая погодно-климатический. Начало сентября в этих местах поистине золотая, благолепная во всех отношениях пора... Кто мог предположить, что в 2008-м она обернется историческим отрезком, кажется, менее всего подходящим для проведения на территории России (и не где-нибудь, а в этом по-прежнему уже пугающе звучащем для многих месте) крупной международной акции в области - ну прямо и смех и грех разом - сценической деятельности. 


Тут иной строгий читатель может, не выдержав, взорваться: хватит, мол, этого нагнетания страстей и знакомых журналистских штучек - стоит ли ради красного словца переносить термин «драматическое» из прямого в его переносное значение. Но вспомните, а в нашей стремительно текущей жизни это не так уж и просто, ровно месяц назад, даже будучи большим поклонником Мельпомены, вы навряд ли думали о ней в первую голову много и безмятежно. Что уж говорить о наших «европейских друзьях» и в одночасье сформировавшемся плотном стане недругов! 


Грузины отпали буквально за неделю до начала. Кто возьмется упрекнуть коллектив легендарного Театра им. Шота Руставели за их неприезд в условиях разрыва дипломатических отношений и транспортного сообщения?.. Тут, надо сказать, само название сорванного войной спектакля - «Гамлет» - звучит в известном смысле оправданием вместе с ворохом хрестоматийных цитат. 


Век вывихнут. Экономические сложности, с неизбежностью возникающие в ситуации политической нестабильности, как будто бы вознамерились на пару жестко испытывать новорожденную «Академию» на прочность. Проблемы с финансовой задолженностью компании «Омск-Авиа» не позволили вылететь в Россию в срок труппе Будапештского театра им. Йозефа Катоны (а целая вереница груженных декорациями венгерских фур печально постояла несколько часов у пункта конечного назначения и двинулась в обратном направлении). Совсем уже прискорбно-нелепая отмена столь чаемого многими «Одного из последних вечеров карнавала» могла бы, кажется, заставить организаторов и гостей затянуть с исступленной мумийтроллевской обреченностью: Но карнавала не будет, / карнавала нет!.. 


Но песни здесь пелись в принципиально иной тональности. Вместо актуальной декадентской амбивалентности Ильи Лагутенко общий дух всей затеи определял, торжествовал, как уже было отмечено в самом начале, старый добрый Виктор Цой с его пронзительной элегичностью и сдержанным, но внятным оптимизмом. Это, что называется, в кулуарах, в «закулисной» сфере (где были не только непременные банкеты, но и практически ноу-хау - беспримерные по степени искренности и неформальности обстановки «творческие встречи» с создателями, в ходе которых каждый желающий имел редкую возможность потрогать героя дня за рукав). Со сцены же неслись звуки по большей части и вовсе в целом отчаянно жизнеутверждающие (как бы ни был в конкретных случаях минорен их строй). Решительно «Ни о чем не жалела» Эдит Пиаф в исполнении яркой и чрезвычайно точно «снимающей с оригинала» актрисы Натали Лермитт, чей спектакль-байопик вызвал абсолютный восторг у более старшей, и в особенности женской, части собравшейся публики. Кстати сказать, участники этой постановки - «Пиаф. Жизнь в розовом и черном свете», - представленной парижским агентством Etla Prod, продемонстрировали еще и пример профессиональной взаимовыручки, буквально с ходу дав второе незапланированное представление взамен недолетевших венгров.
 


А когда в самом финале своего поразительного, в прямом смысле слова взорвавшего город (по крайней мере в части его театральной общественности) спектакля «Арто и Гитлер в Романском кафе» один из самых выдающихся театральных актеров современности Мартин Вуттке, взобравшись куда-то под самые колосники, запел знаменитую Je Suis Malade, то эта убийственно парадоксальная и морозом пробирающая по коже сцена - в полном соответствии со всей постановкой как таковой - воспринималась как констатация принципиальной неизлечимости «высокой болезни». Диагноз которой - любовь к театру. 



И карнавал в Омске был. В полный рост! Даже со значительным его превышением, если иметь в виду грандиозное уличное шествие по главной улице города в день открытия, возглавлявшееся колоритнейшими фигурами на ходулях - «Огненными людьми» из одноименной московской труппы, ближе к ночи сумевшими настолько мощно «зажечь» окружающую здание театра среду, что даже у самого случайного прохожего не было возможности усомниться в размахе и удали обрушившегося на берега Иртыша культурно-зрелищного мероприятия. Карнавалом все и завершилось - наверное, самым знаменитым из сценических карнавалов современности, а точнее, «сНежным шоу» Славы Полунина, на протяжении трех дней заражавшим горожан своим особым фирменным драйвом. И ставшим родом эффектного многоточия первого «академического» собрания, обещающего, невзирая ни на что, ясные и заманчивые перспективы в несомненно радужном будущем амбициозного сибирского проекта. 



Этот фестиваль сумел в некоторой степени изменить химический состав омского воздуха. Благодаря ему в смутные, не самые веселые дни десятки, сотни людей - и по одну, и по другую сторону рампы и с этой стороны границы, и с противоположной, и в Сибири, и далеко за ее пределами - смогли въяве ощутить всепобеждающую силу театрального творчества экстра-класса. И потому «Академия» состоялась в самое нужное время.
Простите за пафос. 

«Академия» открылась «Госпожой министершей» Б. Нушича в исполнении Белградского национального театра. Работа сербских гостей не только задала всему смотру планку художественного уровня, но и сообщила ему какой-то очень правильный и нужный импульс. Предварительно зрителю были обещаны переосмысление (впрочем, весьма тактичное) национальной классики и «веселый фарс в духе Кустурицы». Так все и произошло. 

Андрей КУДРЯВЦЕВ

Хозяева смотра на общем фоне смотрелись более чем достойно. И немудрено:
ведь Омская театральная академия давно известна как один из лучших театров страны, счастливым образом соединяющих в своих работах великие традиции русской психологической школы и современность «новых форм», концептуальность режиссерского высказывания и «штучность» актерского мастерства. Вильнюсский «Мадагаскар» по пьесе Марюса Ивашкявичюса стал одной из высших точек фестиваля, возможно, его кульминацией. Причиной тому явился целый гармонический комплекс ярчайших особенностей: значительность самой темы, зрелость мастерства во всех театральных компонентах, юмор, красота, «прибалтийский шик».