В рамках фестиваля "Академия" в Омском театре драмы открылась выставка польского театрального плаката. Она расположилась в двух зрительских фойе - камерной и основной сцены.


        Польская школа плаката возникла в конце XIX века. Отправной точкой истории плаката театрального можно считать 1899 год, когда один из классиков польского символизма Станислав Выспянский сделал афишу для спектакля "Там внутри" по пьесе Мориса Метерлинка. Эта афиша вошла в число его самых ярких графических работ.


        Искусство плаката вырастало из лубочных картинок, на рубеже XIX - XX веков сложилось уже в прочную традицию, и испытало взлет в 1950 - 1970-е гг. Советская художественная интеллигенция тех лет во многом была воспитана на польских журналах, в которых, как правило, вкладывались плакаты (например, журнал "Проект"). Послевоенная цензура легкомысленно считала, что плакат безопасен, поэтому не обращала на него внимания. Он свободно сопровождал либеральный послевоенный кинематограф, а затем и театр Польши. Однако именно плакат, даже театральный, был остр на художественный язык. И за годы мало что изменилось.


        Польский плакат отличается особой выразительностью, живописностью, эмоциональностью, где яркость и лаконизм не противоречат друг другу. Его трудно представить без персонажа, пусть это будет даже не реальный человеческий образ. Стасис Эйдригевичюс (урожденец Литвы) изображал на своих плакатах детей с неживыми,  кукольными лицами. Это было жутко. Сегодня мы видим афишу Томаша Богуславского к "Титу Андронику" У. Шекспира. На ней - череп, выложенный из свежего мяса и украшенный лавровой веточкой. С плаката Ежи Чернявского к пьесе Г. Ибсена смотрит стопроцентный поляк. А вот русский Гоголь проиллюстрирован этаким американ-боем с бицепсами под черным фраком, который держит на руках улыбающуюся голливудской улыбкой невесту ("Женитьба").


        Разумеется, это всего лишь отражение конкретных спектаклей, режиссерских идей, а не позиция художников. Хотя+ В театральных и киноплакатах польские художники остаются верны своей творческой манере, создавая плакаты, которые не только информируют о спектаклях или кинофильмах, но являются полноценными произведениями искусства. Что тоже можно причислить к отличительным особенностям.


        В Европе созданием плакатов не брезговали Тулуз-Лотрек и Пабло Пикассо, конкретно в Польше - Хендрик Томашевский, Станислав Выспянский, Ян Леница. Многие произведения стали классикой еще при жизни авторов.


        Сегодня польский плакат изучают во всем мире. Он стал признанным явлением культуры, прочно занявшем свое место в истории искусства. Романтический дух польской независимости могут почувствовать и омичи. Выставка будет работать в течение месяца. Правда, доступ к ней получат только театральные зрители. Но ведь сезон уже открыт.



        Эльвира КАДЫРОВА, газета "Труд"