В Омске прошел Международный театральный фестиваль «Академия», второй раз потревожив консервативных зрителей смелыми, незаурядными, а порой и великими европейскими спектаклями. Те, кто пришел на фестиваль в поисках рутины и запаха нафталина, быстро удалились; те же, кто искал на фестивале живое европейское искусство, досидели до конца. Фестиваль, организованный Омским академическим театром драмы, состоялся при поддержке правительства Омской области и Министерства культуры Российской Федерации.



Начинался фестиваль музыкальным штурмом: коллективы из Москвы и Петербурга на протяжении первых дней отчаянно разрушали академические стереотипы. «Извини, Оля!», — попросил со сцены прощения скандальный музыкант Дмитрий Хоронько у арт–директора фестиваля Ольги Никифоровой и отчебучил «Мурку» и знаменитого кучерявого «Чубчика», вдоволь поиграв на нервах «искушенных» зрителей. Его джаз–театр — борьба вкуса и немотивированных «кривляшек», веселых находок и смелых ошибок. Хоронько вертится вокруг микрофона, лазает по зрительским креслам и демонстративно неуклюже поет. Кажется, что музыкант далеко не виртуозен в собственном стиле, но кто–то без труда докажет, что это несовершенство и является стилем, в котором безудержная театральность легко уживается с джазово–шансонными нотами.



Открывали фестиваль музыканты из Питера — знаменитый «Терем–квартет», непринужденно разыгравший с артистами Омской драмы сцены из «Бумбараша», а затем выступивший с сольной программой «Отзвуки театра». Их стиль уникален и уже давно узнаваем. От музыки Баха до мелодий из популярных советских фильмов, от Чаплина до аргентинских мотивов XX века. «Петр Ильич Чайковский в гостях у народов Севера», «Никулиана», «Прогулка с Феллини» — знаменитые композиции, сыгранные на открытии «Академии». «Терем–квартет» — высокие музыканты, которые «хулиганят» в свое удовольствие, беспрестанно играют с классикой и бравируют своими выступлениями перед первыми государственными чиновниками мира. Их стихия — игра. И игра, прежде всего, театральная. Искусство XXI века синтетично по определению.



Чеховский спектакль главного режиссера Вахтанговского театра Римаса Туминаса «Дядя Ваня» стал самым ярким событием первой половины фестиваля (см. «Известия» от 24.09.2010). А дальше был «Старый театр» с «Вертером» Гёте в режиссуре Михала Борчуха, талантливого ученика Кристиана Люпы (великие поляки, взрывающие мозг интеллектуальным, неразрешимым, загадочным театром!); спектакль Мартина Вуттке «Гретхенский Фауст» известнейшего германского коллектива «Берлинер Ансамбль» (великий Вуттке, так гениально пропустивший через себя образы Фауста и Мефистофеля!); спектакль Оскараса Коршуноваса «Ромео и Джульетта» из его собственного вильнюсского театра (великие литовцы, подарившие миру сотни театральных приемов, которых хватит на много лет!). Все эти спектакли — для многих спорные, но безусловно достойные высокой оценки — хорошо описаны в мировой прессе.


Спектакль «Женитьба Фигаро» парижского театра «Комеди Франсез» стал легкой фестивальной точкой. Напомним, что в рамках года Франции в России, самая именитая драматическая труппа Европы совершает по России большой тур, начало которому дано в Новосибирске на сцене «Глобуса». Но в Омском театре драмы уверены, что именно благодаря их переговорам с труппой «Комеди Франсез» еще во время первой «Академии» в 2008 году эти гастроли в принципе стали возможны.

Сегодня организаторы фестиваля не без основания гордятся тем, что театры и режиссеры уже сами просятся на «Академию», а многие даже готовы взять на себя финансовые расходы ради приезда в Омск. В этом есть опасность, осознать которую нужно уже сейчас. Не стоит надеяться на «добровольцев». История мировых фестивалей знает немало примеров, когда благие начинания быстро превращались в «семейные радости» для друзей. Омская драма не должна стесняться и просить, а порой — хоть и гордо, но, преклонив колено, зазывать в свои стены спектакли режиссеров с мировым именем. В этом нет ничего унизительного. И, как показывает практика, финансовые затраты на достойную афишу «Академии» с лихвой окупаются значительным усилением имиджевых позиций.



О будущем фестиваля его участники говорили и на встрече с министром культуры Омской области Владимиром Телевным. Прозвучали важные тезисы: «Академия» по–прежнему должна ориентироваться на лучшие образцы современного мирового театра и широко понимать свой «академический» статус. Она должна не только покорять, но удивлять и провоцировать. В ее афише не должно быть рутины, безликих псевдоклассических постановок и дешевых комедий, угождающих вкусу толпы. Омские зрители должны быть готовы воспринимать разные спектакли, тренировать вкус и нагружать мозг. Естественный отток зрителей с некоторых спектаклей фестиваля напрасно встревожил чиновников: зрители непременно уходят всегда и отовсюду. Бесконечно прав критик Олег Лоевский, риторически вопросивший собрание: «Почему мы всегда говорим о тех, кто уходит со спектакля, и забываем о тех, кто остается?». Ясную и грамотную позицию высказал и директор Омской драмы Виктор Лапухин: «Если бы мы думали только о вкусах толпы, если бы мы думали только о том, как бы нам потешить этого мифического «обычного» зрителя, мы бы уже давно выпали из европейской театральной жизни, не могли бы приглашать на фестиваль и в свой театр лучших российских и мировых режиссеров. Двери в высокое искусство были бы для омского зрителя закрыты». Сегодня у «Академии» есть несокрушимая поддержка со стороны театрального «гражданского общества», которая, хочется верить, не даст провинциальному мышлению одержать победу.

 

Степан Звездин   источник