Безумная тайна успеха

 

Международный театральный фестиваль «Академия» закрылся двумя спектаклями «Женитьба Фигаро» Бомарше прославленного Парижского театра «Комеди Франсез».

Ожидание этой встречи длилось полтора года, когда состоялись первые переговоры об участии французского театра в фестивале «Академия» с генеральным директором «Комеди Франсез» Мюриэль Майетт.

Можно было предположить, что один из старейших театров Европы, основанный в 1680 году по указу короля Людвика ХIV, представит российским зрителям традиционный исторический костюмный спектакль. Ведь в анонсах и интервью постоянно подчеркивалось, что «Женитьба Фигаро» занимает особое место в репертуаре театра и истории страны и является визитной карточкой «Комеди Франсез». Но к радостному удивлению зрителей, они увидели спектакль отнюдь не музеефицированный, а вполне современный. Молодой режиссер Кристоф Рок сосредоточил внимание не на исторической составляющей пьесы, ее связи с Французской революцией и эпохой Просвещения, а на том, что является интересным во все времена - исследовании человеческих страстей, мотивов поведения, характеров. В костюмах и декорациях - лишь намек на принадлежность к другой эпохе. Также легко, не подчеркнуто присутствует в спектакле испанский колорит. Нет архаики и в актерском существовании на сцене. В искрометном, насыщенном интригами действии персонажи узнаваемы, их движения души понятны, оттого что актеры используют яркие приемы современного театра. Желая снять «академический глянец», режиссер вывел в роли Фигаро актера непривычной для этой роли фактуры. Вместо традиционного видного «испанистого» героя-любовника Фигаро играет невысокий блондин Лоран Стокер, и выглядит очень убедительно в роли неугомонного в проделках слуги, по совместительству философа. А стремительная, немного бесшабашная максималистка в любви Сюзанна в исполнении Анн Кесслер - вылитая простая наивная девчонка наших дней, еще не испорченная уроками цинизма.

Чудо спектакля - в точной мере соотношения традиции и свежего дыхания современного театра. Это оценил Олег Табаков, пригласив режиссера Кристофа Рока на постановку в МХТ имени А. П. Чехова.

А еще спектакль завораживает музыкой языка. Перевод - в титрах, и для «Комеди Франсез» это преимущество перед отвлекающим от звуков оригинальной речи синхронным переводом. «Женитьба Фигаро» представила блистательную ансамблевую игру 14 актеров. Эти качества сценической работы гостей вызвали овацию зала и поразили омских коллег. Народный артист России Валерий Алексеев, поздравляя участников спектакля с успехом, сказал: «Талант - это вкус и темперамент. Сегодня мы увидели это воочию». А заслуженная актриса России Татьяна Филоненко назвала спектакль симфонией, где выразительными инструментальными партиями стали актерская психофизика, пластика, тембр и французский язык, в котором колдовство, недосказанность и тайна. Другое название пьесы «Женитьба Фигаро» - «Безумный день». Когда-то Бомарше пошутил: «Есть кое-что безумнее, чем моя пьеса, это ее успех». Как он был прав и проницателен сквозь годы и расстоянья!

Не меньшее, чем спектакль, впечатление произвело на участников фестиваля и журналистов общение с гостями из Франции. Пресс-конференция Мюриэль Майетт дала возможность не только познакомиться с уникальной организацией жизни театра, где директора назначает президент страны, а в управлении участвуют актеры-сосьетеры (сейчас их 40), избирающиеся на год. Разговор шел о болевых точках современного театра. Мюриэль Майетт, в недавнем прошлом ведущая актриса театра в течение 25 лет, поделилась тревогой о том, что «Комеди Франсез», несмотря на славу и мировое признание, представляет угрозу самодостаточность. И чтобы не остановиться в творчестве, необходимо приглашать новых режиссеров, которые не позволят успокоиться и жить прежними достижениями. Так, из русских режиссеров в театре работали Анатолий Васильев и Петр Фоменко.    

30 новых наименований в репертуаре каждый сезон, три сценические площадки, работающие ежедневно, плюс мировые гастроли, 900 спектаклей в год - при небольшой труппе в 58 актеров и значительном, в 400 человек, коллективе сотрудников, обслуживающих творческий процесс, театр напоминает пчелиный улей. Улей и является символом театра, означая единство усилий всех и каждого.

Встреча с актерами «Комеди Франсез» была дружески задушевной. Журналисты хотели больше узнать о гостях, а они были расположены говорить о России, о русском театре, об Омске.

«Наши отношения с русским театром - это отношения межпланетные, межкультурные. Если мы актеры, то мы в какой-то степени русские актеры. Потому что наш общий папа - Станиславский, и где бы мы ни играли - наша актерская родина - это Россия», - сказал Лоран Стокер.

Актеры с удовольствием вспоминали о том, как работали с Петром Фоменко при постановке спектакля «Лес». Мартин Шевалье заметила, что играть русских людей - это определенный риск, но они в спектакле «Лес» очень старались, с большим трепетом относились к этим ролям.

Не ожидая, что в Сибири может быть теплее, чем в Париже, французы привезли с собой большие и тяжелые чемоданы с теплой одеждой, которая не пригодилась. Во время прогулки на теплоходе по Иртышу были удивлены обилием пляжей, рыбаков с удочками. Они не представляли, что в Сибири можно загорать, рыбачить. «Омский пейзаж - город на берегу реки - напомнил произведения Толстого, Достоевского, - поделился впечатлением Кристиан Клоарек. - Появляется ощущение бесконечности и безграничности страны».

Актеры, рассказывая об Омске, много говорили о Достоевском. «Мы прошли по стопам Достоевского. Мы были в комендантском доме, стены которого видели и слышали великого русского классика. Спустились в камеру-одиночку, копию той, в которой сидел писатель... Но главное открытие сибирских гастролей - это люди, радушные, любящие театр».

Участие «Комеди Франсез» в Омском фестивале «Академия» не раз называли событием невероятным. Оно стало возможным благодаря яркому старту первого омского фестиваля в 2008 году. А еще помогло сближение наших стран, объявивших 2010-й - Годом Франции в России и России во Франции. Еще одним событием стало объединение программ омского театрального форума и столичного фестиваля имени А. П. Чехова, выступившего оператором гастролей «Камеди Франсез» в России. Сотрудничество с чеховским фестивалем поднимает статус омской «Академии». Французский театр показывал свое искусство в России в седьмой раз, а в Сибири - впервые.

Если дорога открыта, известна, случается, по ней хочется пройти еще раз.

 Светлана Васильева, , «Омский вестник», октябрь, 2010