P.S. Академия-2

 

Первый международный театральный фестиваль «Академия», прошедший в 2008 году в Омске, заявил о нашем городе если не как о культурной, то как о театральной столице Сибири, точно. Вторую «Академию» ждали с не меньшим трепетом, и вот она состоялась. Другая, чуть более провокационная, она оставила после себя шлейф эмоций и разговоров. О том, что было за кулисами, рассказывает непосредственный участник событий, PR-директор фестиваля Елена Мамонтова.
 
«Первый фестиваль был настолько успешным, что некая оторопь перед этим успехом была и у оргкомитета, и у дирекции. После того, как была сформирована афиша, стало понятно, что фестиваль будет не хуже. И на протяжении двух недель за нами наблюдали с пристрастием, наверное, даже излишним - а все ли получится? Сразу скажу, что если бы с таким же пристрастием наши критики разбирали качество и эффективность фестивалей «Панорама музыкальных театров России», «Молодые театры России», «В гостях у «Арлекина», наверное, к ним возникло бы гораздо больше вопросов, возможно, претензий. Но именно «Академия» заслуживает какого-то особого внимания - видимо, чем выше уровень, тем больше ожиданий».
 
«Академия» задумывалась, чтобы развивать художественный вкус, помещая омского зрителя в грамотно составленный художественный контекст. Да, в афише второй Академии преднамеренно появлялись один за другим спектакли, сложные для восприятия, не направленные на развлечение, а требующие внимания. Каждый спектакль должен был познакомить зрителя с очередной театральной стилистикой. В этом плане в афише были такие спектакли, как «Вертер» Краковского «Старого театра», который действительно погрузил зрителя в сложный мир польской театральной режиссуры - спектакль поставил Михал Борчух, ученик Кристиана Люпы. Знакомство было разносторонним: презентация сборника «Современная польская пьеса», польский театр, выставка польского театрального плаката. Спектакль «Вертер» продемонстрировал своеобразное прочтение классики, польский психологический надрыв, когда актер существует на пределе своих человеческих возможностей. В финале спектакля, по задумке режиссера, должен был взорваться рояль. Но этого не случилось: взрывчатку на границе с Россией изъяли из трейлера. Однако, и без того прогремел взрыв - эмоциональный, сильный. Спектакль, как и должно было быть, воспринимался тяжело. Как и должно было быть, из зала ушло порядка 15 человек. Но 685 зрителей остались, досмотрели до конца, сделали выводы».
 
«В этот раз «Берлинер ансамбль» приехал к нам со спектаклем Мартина Вуттке «Гретхенский Фауст». Актер и режиссер в одном лице - это всегда огромный соблазн положиться на собственную фантазию. Возможно, это немного помешало Вуттке, но в итоге получился мощный, сочный, резкий спектакль. У себя на родине, в Берлине, Вуттке не перестает повторять: «Лучшие мои гастроли были в Омске».
 
«То, что Джаз-театр Дмитрия Хоронько - проект достаточно рискованный, было очевидно. Тем более что Дмитрий не очень-то управляемый человек. Его музыку активно используют в театральных спектаклях, и сам по себе феномен Хоронько в искусстве очень любопытен. Познакомившись с его творчеством больше двух лет назад, я увидела интересные художественные открытия, но никогда ранее не видела его на сцене. Посмотрела: возник, разве что, вопрос формы, но раз он есть, значит, уже интересно, значит, уже есть предмет разговора».
 
«После каждого фестиваля мы собираем отклики прессы. На данный момент папка с положительными отзывами настолько объемна, что одной рукой ее уже не поднять. Но процесс сбора информации порой удивляет: в одной из газет увидела перепечатанный пост из ЖЖ с грифом «Частное мнение» о спектакле «Гретхенский Фауст». Как журналист, я была просто ошеломлена! До какой деградации нужно дойти редактору, чтобы позволить себе подобное: не аналитику, не собственное журналистское мнение, а просто скандальчик - и ради этого взять даже не редактированный пост из ЖЖ!».
«Если первая «Академия» закрывалась абсолютно беспроигрышным спектаклем - «Снежным шоу» Вячеслава Полунина, то вторую завершал «Комеди Франсез», а это уже несколько усложненная форма театрального восприятия. Известнейшая пьеса - «Женитьба Фигаро», в памяти у каждого великая постановка с Мироновым и Ширвиндтом, которую неоднократно показывали по телевидению, пока мы росли. Перебить это впечатление очень сложно - и, слава Богу, французы этим не занимались. И когда после спектакля их актер Лоран Стокер, играющий Фигаро, причислил себя к русским актерам, потому что «все мы вышли из Станиславского», стало понятно, что они служат в великом театре великому искусству».
«Открытие второй Академии спектаклем «Бумбараш» тоже было рискованно: не всеми принимаемый режиссер Александр Огарев не так давно поставил в Омске «Метель». Его театральные приемы я называю картонными раскрасками: лубочно и, казалось бы, примитивно, он вскрывает глубокий смысл. «Бумбараш» - незамысловатый материал, прекрасный, всем понятный текст Юлия Кима, но за всем этим прячется другая история, человеческая, эмоциональная. Это эксперимент с ярмарочным шоу в начале и продолжением в русском стиле с Валерием Алексеевым и «Терем-квартетом» оказался успешным, хотя нарочитаным, хотя нарочитый примитивизм у многих до сих пор вызывает споры».
 
«Зрителя «Академии» нельзя назвать молодым. Из молодежи - студенты актерского и режиссерского отделений, филологи, которые приходят послушать иностранную речь без перевода. Зритель не должен быть одновозрастным, такова мировая практика».
 
«Многие истины раскрываются во внутреннем, межличностном общении, когда заканчивается спектакль и проходит творческая встреча. Для меня совершеннейшим открытием стал вечер после спектакля Вахтанговского театра. Все мы читали театральную прессу о том, как болезненно для труппы протекает смена художественного руководителя, как Римас Туминас чувствует себя чужаком и т.п. Но приезжает спектакль, и ты понимаешь, что перед тобой абсолютно туминовская труппа. Жесткая, очень жесткая, обнаженная чеховская правда и актеры, доверившиеся режиссуре. От Максаковой, которая всегда и на все в театральном мире имеет свою точку зрения - до Маковецкого и Вдовиченкова. Два спектакля в один день; Маковецкий, который настолько наполнен ролью, что наотрез отказывается давать интервью (хотя всегда охотно общался с прессой), а после спектакля подходит к омским журналистам и лично просит прощения; мы, пробегая в фойе, прячем глаза, чтобы просто не встречаться взглядами с живущими спектаклем актерами; скорая помощь дежурит перед театром... А потом - банкет, на котором актеры обступают Туминаса со словами благодарности за «Дядю Ваню». Да какой там чужак, да какое неприятие?..»
 
«Мартин Вуттке абсолютно не звездный человек: надевает свой пиджачок, ссутуливается, и очень внимательно и пристально глядит на каждого - как будто хочет услышать, разглядеть, понять человека. Всегда готов общаться, но только по сути, на другое просто нет времени».
 
«Очень важно, что у каждого театра в качестве координаторов выступали не администраторы, а актеры Омской драмы. Встретить, проводить, организовать переводчика, сводить на интервью, показать музей Достоевского, угостить русской кухней - все эти задачи решали Давид Бродский, Егор Уланов и многие другие актеры, за что им большое спасибо».
«Процесс воспитания театрального вкуса долгий, кропотливый. Почему европейские фестивали театрального искусства проходят 60-70 лет подряд? Потому что люди, стоящие у их истоков, отдают себе отчет, что задумано дело долголетнее. В 2005 г. мы оказались в Дублине на 62 международном театральном фестивале. 62-м! Получится у «Академии» 60 лет проводить фестиваль - тогда это супер-проект!»
 
Журнал «Дорогое удовольствие», N11, ноябрь, 2010