В Омске проходит III Международный фестиваль "Академия". В афише - четырнадцать лучших спектаклей театров пяти стран мира. Билеты раскупили в одночасье, притом, что цена доходила до шести тысяч рублей. Однако доходы от кассовых продаж - капля в море фестивальных расходов. Все остальное - средства государства, региона, спонсоров.

 

Может ли быть самоокупаемым отечественный драматический театр? Споры по этому вопросу не утихают, попытки перевести театры на самоокупаемость время от времени возникают. Исторически доказано, что само наличие частных театров благотворно сказывается на культурной жизни городов, правда, творческие достижения подавляющего их большинства весьма незначительны.

 

Исключений немного. Наиболее яркое - становление Московского художественного театра. Его основатели - Станиславский и Немирович-Данченко - рискнули пройти этот путь более ста лет назад, однако их опыт до сих пор является весьма поучительным, ведь законы рынка не слишком изменились, разве что стали еще жестче. Созданное ими частное товарищество пайщиков оказалось способно лишь частично восполнять театральные расходы. И если бы не титанические финансовые усилия истинного поклонника театра Саввы Морозова, который покрывал огромные долги МХТа - реставрировал здание, брал на себя аренду, - вряд ли театр сумел бы продержался более десятка лет в формате частного, сохранив при этом статус репертуарного.

 

Современные драматические театры также весьма далеки от самоокупаемости и поэтому остро нуждаются в господдержке. В начале этого года вышел указ "О грантах президента Российской Федерации в области театрального искусства". В числе его обладателей - пятнадцать ведущих театров страны, в подавляющем большинстве - столичных. Удостоены этой чести и четыре провинциальных коллектива, в том числе Омский академический театр драмы. Размер гранта составит 465,6 миллиона рублей в год. По словам руководства, эти деньги будут направлены на создание новых творческих проектов, а также на социальную помощь актерам.

 

- Нынешняя федеральная помощь неоценима, - признается министр культуры Омской области Виктор Лапухин. - Россия - единственная страна, которая сохраняет репертуарный театр как национальное достояние. Благодаря этому мы проводим театральные фестивали, издаем сборники о ведущих актерах, проводили Лабораторию современной драматургии.

 

Без финансовых доноров не могут обойтись не только региональные, но даже и самые именитые театры Москвы и Санкт-Петербурга.

- Репертуарный театр - не развлекательный. Он изначально ориентирован на нечто серьезное, просветительское, - поясняет художественный руководитель академического театра драмы имени Пушкина (Александринского театра) Валерий Фокин. - Разумеется, он должен и сам зарабатывать. Но поскольку речь идет о культуре и воспитании подрастающего поколения (а этого деньгами не измерить), вложения государства и бизнеса в данную сферу - крайне необходимая, естественная вещь.

 

Сегодня в России насчитывается более шестисот драматических театров. Специалисты считают, что это немного. В Австрии, например, в расчете на душу населения их в полтора раза больше. Между тем далеко не все отечественные театры, пользующиеся государственной поддержкой, отвечают высоким требованиям искусства. В последнее время даже появился термин "театр-призрак". Он еще существует, но уже давно не востребован. Эксперты утверждают, что подобных "мумий" становится все больше. Одна из главных причин - сфере требуется реформа.

 

- Ее следовало начать еще десять лет назад, - считает Валерий Фокин. - Современный театр находится в сложнейшей ситуации. Проблемы - организационные, правовые, кадровые - копились годами. "Мертвые труппы" - всего лишь результат всеобщего бездействия. Никто не знает, что с этим делать: и закрыть нельзя - если в регионе всего один театр, то пусть будет один плохой, чем никакого, и радикальная кадровая политика тоже неуместна - актеры имеют слишком слабую социальную защиту. Очевидно, что "больного" надо срочно лечить, но ни в коем случае не убивать.

 

Специалисты считают, что драматический театр требует системных преобразований. Нынешний алгоритм, когда им руководят пожизненно, уже никуда не годится. Федеральный закон, приравнявший учреждения культуры к сфере услуг, накопившиеся проблемы не решает. Один из способов выйти из тупика - контрактная система.

 

- Контракт даст новое дыхание творческому процессу, создаст конкуренцию, благодаря которой театр уже больше не сможет притворяться живым, - уверен Валерий Фокин. - Правда, у нас все почему-то едва не падают в обморок, когда произносишь это слово. Между тем в той же Европе контракт работает давно и очень эффективно. Один из примеров - репертуарный театр Германии, творческие успехи которого в последние годы трудно переоценить. Пятилетний контракт здесь заключают со всеми участниками творческого процесса начиная с главного режиссера. Для этого он защищает программу развития театра. Проект должен охватывать не только организацию и творческую составляющую, но и решать просветительские, социальные и благотворительные задачи. Победитель конкурса формирует труппу, думает, кого оставить, а с кем расстаться. Последние при этом имеют трехмесячный картбланш и могут спокойно найти себе иную работу. Ни у кого нет паники, поскольку все продумано и отработано. Если новая театральная команда не оправдает надежд, контакт могут расторгнуть. И это - отличный стимул активно развиваться и двигаться вперед.

 

Об эффективности контрактной системы в Германии говорят факты. По словам известного российского театрального критика и эксперта Романа Должанского (в этом году он является арт-директором III Международного фестиваля "Академия" в Омске), сегодня спектакли четырех из десяти лучших мировых репертуарных театров идут на немецком языке.

 

Чтобы отечественные постановки могли стабильно с ними конкурировать, репертуарному театру нужна продуманная законодательная база. Необходимо предусмотреть и стимулы для спонсоров и меценатов. В частности, это могут быть налоговые послабления для бизнеса, который активно поддерживает отечественную академическую культуру.

 

Специалисты полагают, что в перспективе и в систему президентских грантов тоже следует внести изменения. Государственные бонусы следует давать не за историю театра и уже достигнутые успехи, а за новые перспективные проекты, способные вывести отечественную драму на новый качественный и содержательный уровень.

 

Светлана Сибина

"Российская газета"