В ПОНЕДЕЛЬНИК, 16 июня, в знаменитом академическом Омском театре драмы открылся Четвертый международный фестиваль «Академия», который, по емкому выражению худрука Георгия Цхвиравы, дает возможность не ощущать себя «в далекой Сибири» на обочине мирового театрального процесса, а позволяет быть, что называется, в контексте. Форум стартовал с выступления Вильнюсского Малого театра показом спектакля MISTRAS по пьесе Мариуса Ивашкявичюса в постановке Римаса Туминаса. Действующие лица - Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Жорж Санд, Шопен и другие романтики и прагматики - задали интеллектуальный ребус. Это был спектакль высочайшего художественного уровня. А следующим вечером состоялся показ новосибирского «Онегина», на который, кстати, билеты были раскуплены еще в апреле, за один день, равно как и на такой «хит» афиши, как «Коварство и любовь» МДТ - Театра Европы Льва Додина, где главные роли исполняют Елизавета Боярская, Данила Козловский, Ксения Раппопорт.

Если говорить о контексте фестиваля, об особенностях афиши, то ее составляют такие крупные явления, как постановка для взрослых «Путешествия Гулливера» выдающегося режиссера Сильвиу Пуркарете, признанная лучшим спектаклем Эдинбургского фестиваля, легендарная «Деревушка» Йешуа Соболь израильского театра «Гешер» в постановке Евгения Арье и многие другие значительные работы последних лет. Программный директор Александр Вислов планировал больший размах и диапазон, но, как ни печально, несколько зарубежных коллективов отказались от участия в фестивале по политическим мотивам, из-за украинского конфликта. В частности, отказался ехать в Россию Новый Рижский театр Алвиса Херманиса с «Обломовым» - напомню, что его спектакль «Соня» по рассказу Татьяны Толстой произвел колоссальное воздействие на публику сначала на прошлой «Академии», затем на новосибирском Рождественском фестивале искусств. Объявил мораторий на контакты с Россией и ряд польских режиссеров и драматургов, что, конечно, досадно, поскольку, казалось бы, искусство и политика не смыкаются впрямую. Однако сама ситуация подсказала тему дискуссий фестивальных «круглых» столов - «Современный театр: вызовы, перспективы, тупики».

Наш «Красный факел» в афише «Академии» оказался единственным театром, расположенным восточнее Омска, все остальные участники - из Европы. Для «Онегина», удостоенного двух премий «Золотая маска», форум «Академия» стал уже пятым по счету в этом сезоне. Что удивительно, широкое признание ничуть не снизило актерской самоотверженности и самозабвенности игры, наоборот, со всей очевидностью спектакль Тимофея Кулябина с каждым показом набирает глубину, прирастает смыслами. Недаром в классическом зале Омской драмы, недавно отметившей 140-летие, с ярусами и «колчаковской» ложей, с прекрасной акустикой «Онегину» внимали так, словно впервые слышали пушкинские строфы, открывали для себя заново сюжет романа в стихах.

По традиции фестиваля сразу после показов происходят встречи участников спектаклей с прессой, критиками, творческой интеллигенцией в «голубом фойе». Обсудить «Онегина» собралось много литераторов и филологов, актеров разных театров. Вышел весьма оживленный и откровенный диалог, в котором единственным вопросом без ответа было: почему Онегин спустил курок, стрелял в Ленского на дуэли, целясь в сердце? Режиссер Кулябин признал, что это главная загадка романа, оставшаяся для него до конца неразгаданной. А Павел Поляков (исполнитель роли Евгения Онегина) рассказал, что в каждом спектакле находит для себя разные мотивы.

Настоящий культурный шок испытала от постановки театральный критик из Тель-Авива Инна Шейхатович.

- Моя страна избалована гастролями именитых московских и питерских, лучших нестоличных трупп из России и других стран. По статистике в Израиле каждый вечер показываются не менее 100 спектаклей и концертов. Велика потребность в зрелищах, и в то же время публику трудно поразить, взволновать, - сообщила она. - Но я уверена, что ваш «Онегин» и в Тель-Авиве имел бы огромный успех. Этот спектакль кажется диковинной птицей, в нем трепет перед великим Пушкиным сплавлен с абсолютной свободой высказывания, из типического и архетипического для нашей эпохи прорастают индивидуальности. Самая трогательная из них Татьяна в исполнении Дарьи Емельяновой: ее героине тело - помеха, она из тех, кто под душой «падает, как под ношей». Невероятно, но я дважды на протяжении спектакля плакала и очень благодарна «Красному факелу» за эти слезы.

Оглушительные овации устроила омская публика «Онегину»: в зале стояли все, актеров на поклонах не отпускали 10 минут, а после у служебного входа поклонники устроили им настоящую автограф-сессию. Программок не хватило...


Ирина УЛЬЯНИНА, «Новая Сибирь»
Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА предоставлено пресс-службой Омского академического театра драмы