- Омский государственный академический театр драмы
-
- Максим Осипов
- Русский и литература
- Драма в двух действиях
-
- Режиссер-постановщик - Елена Невежина
- Художник-постановщик - Игорь Попов
- Художник по костюмам - Анастасия Глебова
- Музыкальное оформление - Валерий Чернышев
- Художник по свету - Тарас Михалевский
- Действующие лица и исполнители
Ксения Николаевна, хозяйка пельменной, глава местного Законодательного собрания, мать Верочки - Ирина ГЕРАСИМОВА
Рухшона (Роксана) Ибрагимова, работница пельменной - Анна ХОДЮН
Сергей Сергеевич, учитель русского языка и литературы - Михаил ОКУНЕВ
Верочка Жидкова, его ученица - Алина ЕГОШИНА
Парикмахерша, другая его ученица - Ольга СОЛДАТОВА
Отец Александр, священник - Олег ТЕПЛОУХОВ
Егор Саввич Рукосуев, судья - Вячеслав МАЛИНИН
Павел Андреевич Цыцын, глава местного самоуправления - Валерий АЛЕКСЕЕВ
Саевец, молодой сотрудник милиции - Владислав ПУЗЫРНИКОВ
Жидков, отец Верочки, бывший второй секретарь райкома - Евгений СМИРНОВ
Пахомова, директор школы - Татьяна ПРОКОПЬЕВА
Пахомова, заведующая пельменной - Татьяна ПРОКОПЬЕВА
Пахомова, секретарь Цыцына - Татьяна ПРОКОПЬЕВА
Пахомова, милиционер - Татьяна ПРОКОПЬЕВА
Таджики, милиционеры - Олег БЕРКОВ, Иван ПЕРМЯКОВ, Егор УЛАНОВ
- Премьера - 13 мая 2012 года
О режиссере
Елена Невежина окончила Московский государственный университет (исторический факультет) в 1992 году и Государственный институт театрального искусства (мастерская П. Н. Фоменко) в 1998 году. С 2000 по 2004 год преподавала в Школе-студии МХАТ (мастерская Е. Каменьковича), с 2006 года преподает в РАТИ на режиссерском факультете (мастерская Е. Каменьковича, Д. Крымова). В качестве режиссера-постановщика сотрудничала с московскими театрами «Сатирикон» им. А. Райкина, «Et cetera» п/р А. Калягина, МХТ им. А. Чехова, Театром п/р О. Табакова, Театром им. В. Маяковского, с Рижским театром русской драмы, Новосибирским театром «Глобус».
О спектакле
Этим спектаклем в основной программе представлен Омский академический театр драмы. Эта фестивальная премьера закрепляет традицию «Академии» - показывать зрителю что-то новое, подготовленное специально для фестивальной афиши.
Пьесу написал современный драматург Максим Осипов. По своей основной профессии он врач-кардиолог, работает в Тарусе, в районной больнице.
Вот что он говорит о героях спектакля:
- Их трое: учитель, начальница и мусульманка. Учитель - интеллигент, герой мне наиболее близкий... Он инфантильный немножко: то, что называется, «чеховский интеллигент», хотя у Чехова много разных интеллигентов. Начальница - Ксения, с ней много всего происходит по ходу дела, и мусульманка Рухшона, внушающая большое уважение, но едва ли - любовь. Вот, собственно, три героя. Вначале это была повесть, которая называлась «Камень, ножницы, бумага»: знаете, есть такая детская игра, способ бросить жребий. Ножницы тупятся о камень, но режут бумагу, которая, в свою очередь, заворачивает, побеждает камень. Никто из моих героев не одерживает решающей победы, такой исход был бы отступлением от правды.
Из интервью Елены Невежиной журналу «Письма из театра»:
- Насколько для вас важна современность и своевременность в пьесе?
- Современная пьеса, ко всему прочему, вызывает очень приятное чувство - радость узнавания. Театр сейчас вроде бы много занимается современной драматургией, но все это находится в подвале. А мне кажется, люди очень соскучились по разговору о них самих в их реалиях. Сейчас особенно важно разговаривать прямым языком, не через аллюзии, не через классику, а рассказывать о нашем времени через наше время. И, по-моему, Максим Осипов этому грандиозное подтверждение.
«Русский и литература» - это современная пьеса, но она написана в классических традициях, прекрасным русским языком. Она глубокая, но там есть и схваченное сиюминутное, живое, узнаваемое (и поэтому уходящее в комическое, в смех). Мне кажется, если героев этой пьесы представить живыми
людьми, то их судьбы просто хватают за горло