Омский государственный академический театр драмы


Максим Осипов
Русский и литература
 
Драма в двух действиях

Режиссер-постановщик - Елена Невежина
Художник-постановщик - Игорь Попов
Художник по костюмам - Анастасия Глебова
Музыкальное оформление - Валерий Чернышев
Художник по свету - Тарас Михалевский
 
 
Действующие лица и исполнители

Ксения Николаевна, хозяйка пельменной, глава местного Законодательного собрания, мать Верочки - Ирина ГЕРАСИМОВА

Рухшона (Роксана) Ибрагимова, работница пельменной - Анна ХОДЮН

Сергей Сергеевич, учитель русского языка и литературы - Михаил ОКУНЕВ

Верочка Жидкова, его ученица - Алина ЕГОШИНА

Парикмахерша, другая его ученица - Ольга СОЛДАТОВА

Отец Александр, священник - Олег ТЕПЛОУХОВ

Егор Саввич Рукосуев, судья - Вячеслав МАЛИНИН

Павел Андреевич Цыцын, глава местного самоуправления - Валерий АЛЕКСЕЕВ

Саевец, молодой сотрудник милиции - Владислав ПУЗЫРНИКОВ

Жидков, отец Верочки, бывший второй секретарь райкома - Евгений СМИРНОВ

Пахомова, директор школы - Татьяна ПРОКОПЬЕВА

Пахомова, заведующая пельменной - Татьяна ПРОКОПЬЕВА

Пахомова, секретарь Цыцына - Татьяна ПРОКОПЬЕВА

Пахомова, милиционер - Татьяна ПРОКОПЬЕВА

Таджики, милиционеры - Олег БЕРКОВ, Иван ПЕРМЯКОВ, Егор УЛАНОВ


Премьера - 13 мая 2012 года
 

О режиссере

Елена Невежина окончила Московский государственный университет (исторический факультет) в 1992 году и Государственный институт театрального искусства (мастерская П. Н. Фоменко) в 1998 году. С 2000 по 2004 год преподавала в Школе-студии МХАТ (мастерская Е. Каменьковича), с 2006 года преподает в РАТИ на режиссерском факультете (мастерская Е. Каменьковича, Д. Крымова). В качестве режиссера-постановщика сотрудничала с московскими театрами «Сатирикон» им. А. Райкина, «Et cetera» п/р А. Калягина, МХТ им. А. Чехова, Театром п/р О. Табакова, Театром им. В. Маяковского, с Рижским театром русской драмы, Новосибирским театром «Глобус».

 

 

О спектакле

Этим спектаклем в основной программе представлен Омский академический театр драмы. Эта фестивальная премьера закрепляет традицию «Академии» - показывать зрителю что-то новое, подготовленное специально для фестивальной афиши.

Пьесу написал современный драматург Максим Осипов. По своей основной профессии он врач-кардиолог, работает в Тарусе, в районной больнице.

Вот что он говорит о героях спектакля:

- Их трое: учитель, начальница и мусульманка. Учитель - интеллигент, герой мне наиболее близкий... Он инфантильный немножко: то, что называется, «чеховский интеллигент», хотя у Чехова много разных интеллигентов. Начальница - Ксения, с ней много всего происходит по ходу дела, и мусульманка Рухшона, внушающая большое уважение, но едва ли - любовь. Вот, собственно, три героя. Вначале это была повесть, которая называлась «Камень, ножницы, бумага»: знаете, есть такая детская игра, способ бросить жребий. Ножницы тупятся о камень, но режут бумагу, которая, в свою очередь, заворачивает, побеждает камень. Никто из моих героев не одерживает решающей победы, такой исход был бы отступлением от правды.

 

Из интервью Елены Невежиной  журналу «Письма из театра»:

 

- Насколько для вас важна современность и своевременность в пьесе?

- Современная пьеса, ко всему прочему, вызывает очень приятное чувство - радость узнавания. Театр сейчас вроде бы много занимается современной драматургией, но все это находится в подвале. А мне кажется, люди очень соскучились по разговору о них самих в их реалиях. Сейчас особенно важно разговаривать прямым языком, не через аллюзии, не через классику, а рассказывать о нашем времени через наше время.  И, по-моему, Максим Осипов этому грандиозное подтверждение.
«Русский и литература» - это современная пьеса, но она написана в классических традициях, прекрасным русским языком. Она глубокая, но там есть и схваченное сиюминутное, живое, узнаваемое (и поэтому уходящее в комическое, в смех). Мне кажется, если героев этой пьесы представить живыми
людьми, то их судьбы просто хватают за горло