Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова
ЖАН АНУЙ
МЕДЕЯ
Режиссер-постановщик - Михаил Цитриняк
Художник-постановщик - Мария Рыбасова
Художник по костюмам - Виктория Севрюкова
Перевод - Валентин Дмитриев
Композиторы - Борис Кинер, Александр Прокопович
Действующие лица и исполнители:
Медея - народная артистка России Юлия Рутберг
Язон - Григорий Антипенко
Креон - заслуженный артист России Андрей Зарецкий
Кормилица - заслуженная артистка России Инна Алабина / Наталья Молева
Мальчик - Василий Симонов / Владимир Логвинов / Василий Цыгенцов
Стражники:
Федор Воронцов, Владислав Гандрабура, Андрей Злобин, Василий Симонов, Юрий Поляк, Владимир Шульев, Павел Юдин
Жрицы:
Аделина Гизатуллина, Анна Калабина, Ирина Калистратова, Нино Кантария, Наталья Кийко, Екатерина Крамзина, Полина Кузьминская, Елена Мельникова, Александра Черкасова, Лада Чуровская.
«29 ноября 2011 года, в год 90-летнего юбилея театра, на малой сцене состоялась премьера спектакля «Медея». Это был первый спектакль, поставленный в Вахтанговском театре режиссером Михаилом Цитриняком вместе с его неизменным творческим коллективом.
Что побудило обратиться к трагедии Ануя? - Время, наши дни с глобально надвигающейся некоммуникабельностью, разрушающей личность, общество, культуру, политику - с одной стороны, а с другой - попытка не замечать этой проблемы, отсюда непреодолимая тяга к развлечениям, шоу, бездумному веселью. Тревожно, что современный мир не фиксирует историю своей болезни - поднимают голову ксенофобия, расизм, агрессия. На фоне катастрофического падения морали, цинизма, стремления к благополучию, власти денег идет разрушение человека. Быть непохожим, отстоять независимость, не примкнуть к философии «успеха», отринуть соблазнительный постулат «я, как все», побороть философию мещанства и осознать, что безликое равенство гибельно - это удел сильных.
«Медея» Ануя спустилась с котурн Еврипида, она ближе, понятнее нам, ее лексика современна. Диалог героев трагедии как бы движется по спирали, кругами - от прошлого к настоящему и опять к прошлому. Создатели спектакля попытались вычленить смысл из потока слов и событий.
Медея Юлии Рутберг живет не сегодня, а вчера, у нее нет завтра. Ее память неистребимо возвращается к истокам, когда она, дочь царя Колхиды, похитила ради любимого золотое руно. Для Медеи предательство Ясона не только попрание любви, это разрушение ее жизненного пространства, гармонии души.
В их поединке не может быть победителя. В единоборстве столкнулись разные миры, где долг, честь и «здравый смысл» - антагонисты. Смерть - граница их вражды и выбор ее - высшее проявление свободы личности.
Медея уходит в небытие вместе с детьми, ибо не может оставить их такому Ясону, благоденствующему в созданном им мире филистерского равнодушия. Она не позволит им оказаться заложниками пошлой философии сытого равенства. Смерть - не поражение Медеи, а ее нравственная победа.
В трагедии Ануя столкнулись два Мира - Медея и Ясон, свобода и мещанский стандарт жизни.
Финальная мизансцена - метафора. Фигура Медеи рифмуется с мифической Никой - символом Победы»
http://www.vakhtangov.ru/shows/medeya
Продолжительность спектакля 1 час 45 минут без антракта