Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова


ЖАН АНУЙ

МЕДЕЯ

 

 

Режиссер-постановщик - Михаил Цитриняк

Художник-постановщик - Мария Рыбасова

Художник по костюмам - Виктория Севрюкова

Перевод - Валентин Дмитриев

Композиторы - Борис Кинер, Александр Прокопович

 

Действующие лица и исполнители:

 

Медея - народная артистка России Юлия Рутберг

Язон - Григорий Антипенко

Креон - заслуженный артист России Андрей Зарецкий

Кормилица - заслуженная артистка России Инна Алабина / Наталья Молева

Мальчик - Василий Симонов / Владимир Логвинов / Василий Цыгенцов

Стражники:

 Федор Воронцов, Владислав Гандрабура, Андрей Злобин, Василий Симонов, Юрий Поляк, Владимир Шульев, Павел Юдин

Жрицы:

Аделина Гизатуллина,  Анна Калабина, Ирина Калистратова, Нино Кантария,  Наталья Кийко, Екатерина Крамзина,  Полина Кузьминская, Елена Мельникова,  Александра Черкасова, Лада Чуровская.

 

 

«29 ноября 2011 года, в год 90-летнего юбилея театра, на малой сцене состоялась премьера спектакля «Медея». Это был первый спектакль, поставленный в Вахтанговском театре режиссером Михаилом Цитриняком вместе с его неизменным творческим коллективом.

 

Что побудило обратиться к трагедии Ануя? - Время, наши дни с глобально надвигающейся некоммуникабельностью, разрушающей личность, общество, культуру, политику - с одной стороны, а с другой - попытка не замечать этой проблемы, отсюда непреодолимая тяга к развлечениям, шоу, бездумному веселью. Тревожно, что современный мир не фиксирует историю своей болезни - поднимают голову ксенофобия, расизм, агрессия. На фоне катастрофического падения морали, цинизма, стремления к благополучию, власти денег идет разрушение человека. Быть непохожим, отстоять независимость, не примкнуть к философии «успеха», отринуть соблазнительный постулат «я, как все», побороть философию мещанства и осознать, что безликое равенство гибельно - это удел сильных.

 

«Медея» Ануя спустилась с котурн Еврипида, она ближе, понятнее нам, ее лексика современна. Диалог героев трагедии как бы движется по спирали, кругами - от прошлого к настоящему и опять к прошлому. Создатели спектакля попытались вычленить смысл из потока слов и событий.

 

Медея Юлии Рутберг живет не сегодня, а вчера, у нее нет завтра. Ее память неистребимо возвращается к истокам, когда она, дочь царя Колхиды, похитила ради любимого золотое руно. Для Медеи предательство Ясона не только попрание любви, это разрушение ее жизненного пространства, гармонии души.

 

В их поединке не может быть победителя. В единоборстве столкнулись разные миры, где долг, честь и «здравый смысл» - антагонисты. Смерть - граница их вражды и выбор ее - высшее проявление свободы личности.

Медея уходит в небытие вместе с детьми, ибо не может оставить их такому Ясону, благоденствующему в созданном им мире филистерского равнодушия. Она не позволит им оказаться заложниками пошлой философии сытого равенства. Смерть - не поражение Медеи, а ее нравственная победа.

 

В трагедии Ануя столкнулись два Мира - Медея и Ясон, свобода и мещанский стандарт жизни.

Финальная мизансцена - метафора. Фигура Медеи рифмуется с мифической Никой - символом Победы»

 

http://www.vakhtangov.ru/shows/medeya

 

Продолжительность спектакля 1 час 45 минут без антракта