Основная сцена Омского академического театра драмы

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ (Польша)

и Омский академический симфонический оркестр

Симфония  №2

Ларго для виолончели с оркестром

Чакона

Польский реквием

Дирижер - Кшиштоф Пендерецкий (Польша)

Солистка - Татьяна Васильева (Франция)

 

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ  - композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем, и как следствие - достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя. В сочинениях с хором композитор применяет разного рода свисты, крики, шепоты, вопли; характерны также многообразные звуковые эффекты, извлекаемые из струнных инструментов, - удары по ним, постукивания, трение и т.д.

 

Пендерецкий родился 23 ноября 1933 в Дембице (Польша). После окончания Государственной высшей музыкальной школы в Кракове он стал профессором полифонии и композиции, позже преподавал те же дисциплины в Эссене (Германия) и Йеле (США).

 

Международная известность пришла к Пендерецкому в 1960 году, когда был исполнен Плач по жертвам Хиросимы (Tren pamieci ofiar Hiroszimy), сочинение для 52 струнных инструментов, отмеченное мощной выразительностью и яркими динамическими контрастами. За Плачем последовала Полиморфия (Polimorphie, 1961) для 48 струнных, сочинение, основанное на энцефалограммах больных людей, сделанных во время прослушивания ими Плача. Полиморфия изобилует необычными звуковыми эффектами, такими как стуки по декам инструментов, разного рода глиссандо и ведение карандашом по струнам. Сильное тяготение композитора к религиозным образам нашло выражение в его Страстях по Луке (Passio et mors Domini nostri Jesu Christi secundum Lucam, 1966), Утрене (Jutrznia, 1971; в сочинении использованы православные тексты на церковнославянском языке) и Магнификате (1974).

 

Оперы Пендерецкого привлекли внимание театров разных стран. Опера «Дьяволы из Лудена» (Diably z Loudun, 1966; по одноименному роману О. Хаксли) повествует о массовой истерии среди монахинь женского монастыря и отличается четкостью, графичностью в передаче ситуации эротического помешательства. В 1978 в Чикагском театре «Лирическая опера» был поставлен «Потерянный рай» по мотивам шедевра Джона Мильтона (Paradise Lost, либретто К. Фрая).

 

  

 

 

 

Отзыв

 

«Недавно его называли польским гением. Нынче - композитором № 1 всемирного масштаба, самым харизматическим из активно творящих и концертирующих современных музыкантов. Ведь пан Кшиштоф Пендерецкий - отменный дирижер.

 

Он прошел долгий путь композиторской эволюции, пропустив через свое кредо все стили, весь звуковой опыт ХХ века, соединив его с бесценными музыкальными традициями и формами ушедших эпох. Кажется, он взял все лучшее и от старейших классиков, и от новейшего авангарда, заслужив метафорический титул - господин Музыкальный Синтез».

 

Тамара Грум-Гржимайло. «Литературная газета», 2003 год