Государственный Вильнюсский Малый театр (Литва)

  

Мариус Ивашкявичюс. "MISTRAS"

   

Основная сцена Академического театра драмы

   

16 июня, начало в 19.00

   

Режиссер - Римас ТУМИНАС

Художник - Адомас ЯЦОВСКИС

Художник по костюмам - Юозас СТАТКЯВИЧУС

Композитор - Фаустас ЛАТЕНАС

   

Действующие лица и исполнители:

АДАМ, Адам Мицкевич, поэт, 41 год* – Йокубас БАРЕЙКИС

ЦЕЛИНА, Целина Мицкевич, жена Адама, 28 лет - Индре ПАТКАУСКАЙТЕ

МИСТР (MISTRAS), Анджей Товяньский, литовский дворянин, 41 год - Рамунас ЦИЦЕНАС

КСАВЕРА, Ксавера  Дейбель, гувернантка в семье Мицкевичей, 22 года - Валда БИЧКУТЕ

БАЛЬЗАК, Оноре де Бальзак, писатель, 41 год - Аудрюс БРУЖАС

САНД, Жорж Санд (Аврора Дюдеван), писательница, 36 лет – Габриеле ТУМИНАЙТЕ

ШОПЕН, Фредерик Шопен, композитор, 30 лет – Мантас ВАЙТЕКУНАС

ПЬЕР, Пьер Леру, философ, 43 года – Леонардас ПОБЕДОНОСЦЕВАС

МАРГАРЕТ, Маргарет Фуллер, журналистка, 30 лет – Вайда БУТИТЕ

ЛИТОВЦЫ - Раса ЯКУЧИОНИТЕ, Балис ЛАТЕНАС, Витаутас РУМШАС

   

Место действия: Париж

Время действия: 15 декабря 1840 г. – 24 февраля 1848 г.

_________________________________________________________

*Возраст персонажей в 1840 – 41 гг.

 

 

Спектакль идет на литовском языке с синхронным переводом на русский язык

Спектакль идет с одним антрактом. Продолжительность - 3 часа.

 

Премьера состоялась 23 сентября 2010 г.

  

Спектакль – участник и лауреат нескольких крупных международных фестивалей. В 2010 году получил сразу 5 наград (включая призы за лучшую пьесу и за лучшую режиссуру) на фестивале Балтийских стран, проходившем в Паневежисе, Литва. В марте 2014 года стал обладателем Гран-при IX Международного молодежного театрального форума «М.@рт.контакт» (Могилев, Белоруссия).

 

   

О ТЕАТРЕ

   

ВИЛЬНЮССКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР был создан в 1990 году режиссером Римасом Туминасом и группой актеров-единомышленников. В 1997 году получил статус государственного. Долгое время не имевший собственного здания, он обретает его в 2005-м, поселившись в центре литовской столицы, на проспекте Гедимина.

На протяжении вот уже почти четверти века Вильнюсский Малый старается следовать заложенным его основателем принципам "открытого театра" - театра, стремящегося найти контакт с каждым пришедшим зрителем, но при этом использующим язык высоких художественных достижений, театра свободы и творческой изобретательности.

Для коллектива, активно развивающего собственные традиции, всегда были чрезвычайно важны связь с прошлым, память об истории и культуре. Эта философия нашла свое глубокое отражение в лучших спектаклях театра – "Вишневый сад" и "Улыбнись нам, Господи!", "Маскарад" и "Ревизор", "Мадагаскар" и "Три сестры", поставленные Р. Туминасом, они побывали во многих странах мира, от  Швеции до Италии, от Мексики до Южной Кореи, были удостоены целого ряда престижных премий. Своим повсеместным широким признанием театр обязан не только таланту художественного руководителя, но и "штучному", тщательно подобранному актерскому ансамблю (в 1999 году после гастролей в Великобритании английская пресса назвала его одним из лучших в мире). Сегодня костяк труппы составляют ученики Р. Туминаса, окончившие его курс в Литовской академии музыки и театра. Нынешний визит в Омск Вильнюсского Малого театра уже второй по счету: в 2008 году спектакль "Мадагаскар" по пьесе М. Ивашкявичюса был с успехом показан на I Международном фестивале "АКАДЕМИЯ".

 

О РЕЖИССЕРЕ

 

РИМАС ТУМИНАС учился на режиссера телевидения в Литовской консерватории, в 1978 году окончил режиссерский факультет  ГИТИСа. Работал в Национальном драматическом театре Литвы (в 1979 - 1990 гг. – режиссер; в 1994 - 1999 гг. – главный режиссер, затем генеральный директор). В 1990 году основал и возглавил Вильнюсский Малый театр, художественным руководителем которого является по настоящее время.

 

 

С 2007 года совмещает этот пост с должностью художественного руководителя Московского государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Поставил более 50 спектаклей в Литве, России, а также в качестве приглашенного режиссера в театрах Финляндии, Исландии, Великобритании, Польши, Швеции. С 1981 года преподает в Литовской академии музыки и театра. Лауреат Национальной премии Литвы, Государственной премии РФ, Национальной премии Исландии в области театрального искусства. Кавалер государственных наград Литвы, Польши и России. Лауреат премии  «Золотая маска», а также множества других премий и фестивальных наград.

 

    

О СПЕКТАКЛЕ

   

«"Мастером" в спектакле Римаса Туминаса называют не главного героя – поэта Адама Мицкевича, чья национальная принадлежность становится для авторов одним из неразрешимых вопросов, но его духовного наставника – знаменитого сектанта и мистика XIX века Анджея Товяньского. Сложные взаимоотношения Мицкевича и Товяньского выбраны автором пьесы Мариусом Ивашкявичюсом как повод для размышления о самоидентификации литовцев.

Ивашкявичюс – главный сегодня литовский драматург – работал над пьесой вместе с актерами Туминаса, пытаясь найти к непростой и, казалось бы, "исторической" теме  сегодняшние ключи. Два сюжета развиваются параллельно: один чисто семейный и вполне мелодраматический. Другой – интеллектуальный, причем так увлекательно написанный, что наблюдать за ним не менее интересно, чем за историей отношений». Кристина Матвиенко, "Независимая газета".

  

 

«Самый интересный и, наверное, самый актуальный пассаж в спектакле связан с соотношениями между личностью и "гуру", которые Ивашкявичюс развивает, потому что это позволяет сравнить "восточный" и "западный" менталитет. Кажется, что Туминас такую возможность отрицает, поскольку он всех героев так уравнивает, что они становятся бесцветными гражданами карикатурного "Европейского союза". Но, наверное, так он еще более надсмехается над стереотипом, который  не изменился почти со времен романтизма, - это эскалация различия восточноевропейского  и западноевропейского характеров. Режиссер играет с представляемыми контрастами между чувствительной восточной верой и интеллектуальным западным сомнением, между нецивилизованным, странным Востоком и нормальным Западом, между "восточной" одухотворенностью и "западным" прагматизмом». Шаруне Тринкунайте, "Kulturos barai".