«Кино за лиру» Муниципального драматического театра Яффо (Израиль)


Режиссер Аелет Кохави Самселик


Новая искренность: израильский вариант


Моноспектакль Хаима Дери поставлен по его автобиографическому рассказу, и встраивается в лирико-исповедальную конвенцию «новой драмы», ассоциативно отсылая российского зрителя к творчеству Евгения Гришковца.

 

Безусловно, израильский спектакль - это образец так называемой «новой искренности», антропоцентричной литературы, обращающейся к проблемам неуникального человека в неуникальных ситуациях. Рефлексия героя заменяет действие, материя спектакля соткана из едва уловимых образов прошлого. Зритель застает лирического героя Хаима Дери в момент поминок по его отцу, он рассказывает о своем детстве, делится воспоминаниями, показывает семейные фотографии, и даже наливает зрителям арак (анисовая водка).

 

«Кино за лиру» - разговор на кухне, в котором зритель становится свидетелем исповеди. Категории, которыми описывается «новая искренность», полностью применимы к израильскому спектаклю - это правдивость, безыскусность, простодушие и бесхитростность актерского существования.

 

Сам рассказ построен по принципу ассоциативного монтажа, в нем нет четкой нарративной логики. Это поток сознания героя, в котором есть и ирония (фирменный еврейский юмор), и очень личное отношение к произносимому тексту.

 

Помимо погружения в доверительную атмосферу застольных разговоров с самыми близкими друзьями, спектакль подкупает обаянием и абсолютной открытостью Хаима Дери - он говорит языком сердца. Так писали и про Марселя Марсо, которого Хаим Дери напоминает даже внешне. Не только трепетное отношение к жизни роднит Дери с гением клоунады, но и необыкновенная пластичность, владение собственным телом. Актер так работает на память физических действий, что, кажется, обозначаемые движением рук предметы, действительно, обретают плоть, в воздухе можно очертить абрисы невидимых сигарет и даже услышать запах дыма.

 

Хаим Дери напоминает постоянного героя моноспектаклей Марселя Марсо - Бипа, близкого каждому зрителю, универсального персонажа, в котором любой может узнать себя. Хаим Дери явно продолжатель традиции французской клоунады, которая в этом спектакле развернута в сторону драматического, а не пластического способа существования.

 

Израильскому театру удалось настроить зрителей на камертон духовности и подарить вечер простого человеческого общения и обмена энергиями, и даже языковой барьер не мог здесь быть помехой.

 

Александрина Шаклеева