Юлия Ескина

Технология изготовления праздника

 

...Чего, кажется, проще - запустить в небо гроздья зеленых воздушных шаров с буквой «А» («АКАДЕМИЯ»!) на круглом блестящем боку, чтобы взвились они в синий сентябрьский небосвод, и народ на площади задерет головы вверх и скажет дружное «Ах!», а Крылатый гений на фронтоне театра помашет крылом маленьким путешественникам, и растворятся они в синеве, чтобы потом, поднявшись в стратосферу, передать привет всему воздушному океану планеты от небольшого города на берегу сибирской реки Иртыш, от Первого международного фестиваля «Академия» и от всех театральных людей, съехавшихся в этот город на этот фестиваль...

Чтобы сотворить праздник, нужно просто зажечь фейерверк и жонглировать им, описывая круги и рассыпая искры, или прыгать через огненную скакалку (Кто сможет так же? - И вот смелая девушка из толпы уже выходит в круг, скидывает туфли и...), или встать на ходули и, широко шагая над людьми, мимоходом погладить взрослого человека по голове, и он снова почувствует себя ребенком, или склониться к малышу, раскрывшему рот при виде великана... Нужно выстрелить из пушки россыпью блестящих бумажек, чтобы они, кружась и сверкая в контровом свете, падали на толпу, как снег, запутывались в волосах, проскальзывали за шиворот, чтобы руки сами тянулись вверх поймать вертко-живую бумажку, схватить и сжать в ладошке, сохранить на память как сувенир, как маленький клочок праздника...

Нужно собрать по всему свету людей, которые знают о театре что-то такое, чего не знают остальные, которые видят театр со своей, уникальной точки зрения, которые умеют выбить почву из-под ног и бросить зрителей в свободное падение, чтобы голова закружилась от восторга, от необычайности и непонятности. Нужно привезти в Омск спектакли, которые меняют угол зрения, спектакли с большим коэффициентом преломления (а что должен делать театр? - лишать человека защитного покрова бесчувствия и равнодушия, чтобы он снова научился остро чувствовать жизнь, а значит, и жить), такие разные, но собранные так, что у любого зрителя обязательно наберется два-три-четыре, а то и больше ярких впечатлений и потрясений.

Например, от моноспектакля потрясающего немецкого актера Мартина Вуттке. Выходишь после спектакля и долго не можешь прийти в себя, остаешься где-то над или вне, потому что артист пробил брешь в реальности и перенес тебя в мир, созданный его гением, и ты не хочешь (и не можешь) выйти из него.

Или закружит тебя взаправдашняя (пусть и бумажная) вьюга снежно-нежного шоу клоуна Славы Полунина, который умеет в каждом человеке найти потайную кнопочку, включающую детство, смещающую пространственно-временные координаты. Все смешивается: взрослые становятся детьми, маленькое становится большим, грустное веселым (и наоборот), по залу прыгают гигантские воздушные шары (встать на цыпочки, дотянуться рукой и подтолкнуть его вверх!.. Эх, лилипуты-великаны...). Огромный паук плетет невероятных размеров паутину, опутывая весь зал, и зрители, забыв про возраст, весело из нее выпутываются... Только праздник, положительные эмоции, радостное желание жить и чудо, трогательное и теплое!..

И так две недели... Две недели полубессонных ночей, фестивальная круговерть - знакомства, новые лица, общение, смешение языков, когда начинаешь путать - на родном языке ты говоришь или чудом начинаешь понимать чужой. Состояние праздника (иногда - бреда), когда устаешь от всего и не дождешься конца, но точно знаешь, что через некоторое время будешь жалеть об этом безумии...

Жалеть... Потому что у каждого соприкоснувшегося с «Академией» в один волшебный момент забурлит внутри щекочущими искорками радость, и мурашки пробегут от макушки до пяток и обратно... Но ты знаешь, что вернется это чудесное ощущение только через два года...