Вторая "Академия": от русской ярмарки до «Комеди Франсез»
Два года пролетели незаметно, и II Международный театральный фестиваль «Академия» вот-вот распахнет свои двери перед многочисленными гостями. Пиар-директор фестиваля Елена Мамонтова встретилась с ОтдохниОмск.ру, чтобы рассказать о том, как идет подготовка к фестивалю за месяц до его открытия.
- Подготовка к фестивалю, судя по всему, продолжалась все предыдущие два с половиной года, ведь разговоры о гастролях «Комеди Франсез» начались еще во время первой Академии?
- Да, работа началась давно. «Академия» с «Комеди Франсез» поддерживала связи на протяжении всего периода. Полтора года назад к нам приезжали директор театра, технический директор, изучали состояние Омской драмы, сцену, закулисную часть... В итоге они пришли в восторг, здание нашего театра им подошло настолько, что можно было привозить спектакль уже тогда! Важно, что их устроила вся техническая часть. Единственный недочет, который был у нас на момент первого фестиваля - это цвет сцены, в Европе сцена должна быть темного цвета, поэтому для большинства спектаклей использовалось черное покрытие... Но теперь сцена покрашена в черный, и театр совершенно готов к фестивалю!
- Визит «Комеди Франсез» в Омск - само по себе крупное событие в культурной жизни города...
- Разумеется! Театр, основанный Людовиком XIV и труппой Мольера еще в 17 веке, это легенда, история Франции. Поэтому директор театра, Мюриэль Майетт - это вдвойне величина. Существует реестр важных персон Франции, так вот - она в этом «табели о рангах» тридцать девятая. Можете себе представить уровень! Наш министр культуры, Владимир Телевной, лично пригласил госпожу Майетт в Омск на открытие Академии. Вообще, это для нас счастливое совпадение, ведь 2010 год, к тому же, год Франции в России и России во Франции!
- Учитывались ли при подготовке второго фестиваля какие-то недостатки первого?
- На самом деле тут по-другому надо смотреть. Первый фестиваль получился таким насыщенным, был организован на таком высоком эстетическом, техническом и прочих уровнях, что главной задачей было сделать не хуже!
- Кризис как-то повлиял на организацию?
- Конечно, мы зависим от экономической ситуации и пришлось обходиться меньшими ресурсами. Нужно было подобрать фестивальные спектакли так, что они были на высоте, но при этом чтобы афиша была не на четыре спектакля, а на 12, и чтобы фестиваль шел две недели. Звезды сошлись так, что где-то гонорар у театров оказался поменьше, где-то сами театры покрыли часть необходимых расходов, где-то попросили у своих министерств помощи. Например, Загребский театр настолько хотел к нам приехать, что мы организовывали их гастроли уже совместно.
- Стоимость билетов осталась такой же достаточно демократичной, как и на прошлом фестивале?
- На удивление, да, по сравнению с тем, что можно видеть в ценниках некоторых других гастрольных проектов в нашем городе. Самые дорогие билеты на спектакли все равно стоят не больше полутора тысяч рублей. Правда, могу огорчить омичей, которые пока не торопятся с покупкой: билеты поступили в продажу 1-го августа и на сегодняшний день уже нет ни одного билета на спектакль театра им. Евг. Вахтангова «Дядя Ваня». Насколько я знаю, на «Комеди Франсез» билетов тоже не осталось.
- Открытие фестиваля начнется с совершенно нового проекта, созданного специально для «Академии»...
- Да, от Омской драмы в нем примет участие народный артист России Валерий Алексеев, он сыграет с известным на весь мир петербургским «Терем-квартетом», который играл для Папы Римского и российских Президентов. Не буду рассказывать, о чем будет спектакль, но действие по музыкальной поэме В. Дашкевича и Ю. Кима «Бумбараш» обещает быть очень впечатляющим! Ну и дополнительный повод для гордости - наш фестиваль теперь создает и собственные произведения искусства!
- А уличное шествие на открытии планируется?
- Да, но в этот раз мы решили организовать действо, сильно отличающееся от первого. Прошлый фестиваль выстрелил тем, что мы сделали абсолютно европейский карнавал! С ходульными актерами, вечерним огненным шоу... Чисто европейская эстетика! Не отличить от Авиньона, Эдинбурга, за которые многие принимали фотографии, сделанные на омских улицах.
- Что же будет на этот раз?
- В этом году у нас будет русская национальная ярмарка! Веселая, разудалая, как это обычно бывает! С ремеслами, народными гуляньями, самоварами... Поначалу все участники ярмарки пройдут по Любинскому проспекту, потом ярмарка развернется перед драматическим театром. Продолжаться она будет часа три, и в ней участвуют коллективы со всей Омской области. Такого мы еще не делали! «Бумбараш» тоже русская тема, так что открытие фестиваля пройдет у нас в национальном ключе.
- Наверное, единственный театр в афише, не считая омской драмы, который был на прошлом фестивале и приедет в этот раз - «Берлинер Ансамбль», основанный еще Бертольдом Брехтом. Почему его решили пригласить снова?
- Прошлый визит этого театра стал настоящим откровением. До спектакля Мартина Вуттке «Арто и Гитлер в Романском кафе» многие и не подозревали о существовании такой театральной школы. Насколько эти актеры безоглядны в своем творчестве... Чтобы понять, нужно это увидеть! Тысячи мегатонн актерской энергетики на тебя обрушиваются в первые десять минут, и ты либо не выдерживаешь и уходишь, либо остаешься и запоминаешь этот спектакль навсегда. Почему мы еще раз привозим Мартина? Ему очень понравилась прошлая поездка на наш фестиваль и он сам обратился к нам после него с предложением о продолжении сотрудничества. Он был поражен тем, что в Омске существует такая богатая театральная история и такое театральное сообщество. Новый спектакль, «Гретхенский Фауст», Вуттке поставил сам, сам в нем и играет. Есть еще несколько девушек, которые играют разные роли, а он, единственный мужчина среди них, будет рассказывать историю Фауста.
- А вы сама ждете какого-нибудь спектакля в особенности?
- Ну, мои предпочтения, наверное, не совсем совпадут с ожиданиями большинства - как я уже говорила, самым востребуемым оказался спектакль «Дядя Ваня» театра Евг. Вахтангова, в котором играет целое созвездие великих имен! Но я с особым интересом жду спектакль другого литовского режиссера, Оскараса Коршуноваса, который к нам везет «Ромео и Джульетту». Коршуновас любит препарировать человеческую натуру! Мы смотрели в Чехии его «Царя Эдипа», и спектакль меня тогда поразил абсолютно. Как и «Ромео и Джульетта», это была осовремененная история, и кризис главного героя был раскрыт так ярко и жестко... Я жду от «Ромео и Джульетты» эпатажа, вызова, достаточно беспощадного разговора со зрителем. Наверняка будет очень много откровенных вещей, которые мы не привыкли друг с другом обсуждать.
- А про третью «Академию» уже идет речь?
- Пока, конечно, все наши мысли сосредоточены на втором фестивале, но я уверена: стоит ему начаться, и пойдут разговоры о третьем. Это ведь такое важное событие для нашего региона! Только представьте - в самом центре Сибири... Ты сидишь в своем городе, покупаешь билеты по достаточно доступным ценам, и смотришь спектакли, которые стали главными событиями театральной жизни по всему миру! Не будь «Академии», чтобы посмотреть эти спектакли, нужно было бы потратить безумные деньги, слетать в Загреб, Краков, Берлин, Вильнюс, Париж, с целью набраться тех же театральных впечатлений...А теперь все эти потрясающие постановки можно посмотреть в течение двух недель, не покидая пределов Омска!