Мартин Вуттке: «Не вернуться в Омск я не мог»       

 

Мартина Вуттке называют одним из самых интеллектуальных актеров нашего времени. В свои 48 лет он удостоен высших званий, премий и наград, какие только существуют в театральном мире. Два раза авторитетный журнал Германии «Театр сегодня» называл его лучшим актером года. Но слава Вуттке давно перешагнула границы страны. Он возглавлял знаменитый брехтовский театр «Берлинер Ансамбль», с 2002 года помимо актерской начал режиссерскую карьеру. Снялся в 24 фильмах, в том числе в 2009-м - у Тарантино, в картине «Бесславные ублюдки».

В 2008-м спектакль с его участием «Арто и Гитлер в романском кафе» не просто украсил Международный фестиваль «Академия». Этот сценический шедевр стал вершиной омского театрального форума. Тогда в Омске Мартин Вуттке признался, что впервые пожалел, что не знает русского языка. А ведь он три раза играл в Москве. Но именно наш город, гостеприимная встреча на фестивале «Академия» и отзывчивый омский зритель заставили актера расчувствоваться и подарить омичам надежду на новые встречи.

В 2010-м Мартин Вуттке поразил театралов прочтением «Фауста» Гете. Спектакль называется «Гретхенский Фауст», потому что из великого произведения взята только одна сюжетная линия. Вуттке - автор инсценировки, режиссер и актер, играющий все мужские роли: Фауста, Мефистофеля, Вагнера. Омичи увидели артиста феноменальной сценической техники и физической выносливости. Бешеная энергия и выразительный пластический рисунок образов произвели незабываемое впечатление. Кроме него на сценической площадке - хор из восьми девушек - поющий, читающий бессмертные стихи Гете, играющий, и пудель, ведущий «разговор» с Вуттке так точно, что подумалось дрессированный. А оказалось - наш, омский, хозяин его актер театра Владимир Авраменко, и ввод в спектакль четвероногого артиста состоялся только что, с одной репетиции.

Такого спектакля в Омске еще не видели. Впрочем, Вуттке не скрывает, что это было его задачей:

- Пьеса и ее постановка отличаются от того, что я видел в Омске, и от того спектакля, что я привозил к вам два года назад. Спектакль стилистически построен иначе. У себя дома мы играем его в помещении театра, где проводятся банкеты. У вас - в парадном зале музея имени Врубеля. Мне было важно сыграть спектакль вне сцены, в необычной атмосфере, где актеры и зрители видят и чувствуют друг друга. Была бы возможность, я бы усадил зрителей за большой стол, который составляет основу декорации. Какой в этом смысл? На сцене публика воспринимает все происходящее как метафору, символ. Хотелось иного масштаба реальности. Мы отказались от синхронного перевода и предпочли титры, чтобы зрители почувствовали мелодику стихов, величайших из всего, что было написано на немецком языке.

Пресс-конференцию Мартин Вуттке дал в 11 часов вечера, отыграв за день два спектакля. Вздохнул: хотел приехать на неделю, а сумел только на 40 часов. За это короткое время успел еще пообщаться с омскими коллегами, записать телеинтервью. Не участвуя в сопровождающей фестиваль дискуссии критиков о современном театре, дал очень точную оценку ситуации:

- Современный театр - это повседневная работа. Все, что происходит в жизни, на улице, приходит в театр. Театр не может закрыть двери и не пускать на сцену свежий воздух. Вероятно, какие-то вещи лучше сохраняются, если их накрыть целлофаном, на них не ляжет пыль. Но это не про театр, который должен развиваться. 

В 22 года Мартин Вуттке сыграл Гамлета, а потом множество великих ролей, в том числе в русской классике: в «Бесах», «Униженных и оскорбленных», «Идиоте» Достоевского, «Мастере и Маргарите» Булгакова. Признается, что для него два самых великих имени в литературе - Достоевский и Бальзак. А исполнение роли Гитлера, по свидетельству психологов, отразилось на восприятии личности диктатора немцами. Как у нас образ маршала Жукова неразрывно связан с его исполнением Михаилом Ульяновым.

О съемках у Тарантино артист говорит, подчеркивая особую творческую и свободную атмосферу работы: «Мы даже между делом танцевали твист, и было, наверное, очень весело наблюдать, как Гитлер танцует твист. Я чувствовал себя почти как дома».

Вуттке - мастер парадоксов. Однажды сказал в интервью: «Театр не стоял и не стоит в центре моей жизни». Его спросили: «Это шутка?» Он ответил:

«Смотрю на свою жизнь - да, я живу театром. Но охотно бы сказал: «Нет, это не так».

- А что для вас тогда важнее?

Вуттке ушел от ответа, оставив таинственный аромат неразгаданной тайны. Как и полагается актеру, имя которого сегодня уже - легенда.

Светлана Васильева, «Омский вестник», октябрь, 2010