В рамках фестиваля Academia в Омск приехал Новый Рижский театр со своим знаменитым спектаклем «Соня» по рассказу Татьяны Толстой. Исполнитель главной роли в этой постановке и звезда многих других Гундарс Аболиньш выпил по чашке чая с ОтдохниОмск.ру и рассказал о том, чем отличается латвийский театр от российского, о поиске смысла и о своих впечатлениях от омской драмы.

 

- Насколько я знаю, вы уже провели два дня в Омске, поэтому первым делом хочется узнать ваши впечатления о нашем городе и о фестивале Academia!

- Я уже успел посмотреть два спектакля - «Женитьбу» Александринского театра и «Август. Графство Осейдж» омского драматического театра. Это очень радует, потому что во время поездок на фестивале так сделать не всегда удается! Оба эти спектакля разные, но я рад, что они такие разные.

- Как вам омский спектакль? Всегда интересно мнение со стороны! В Омске «Август. Графство Осейдж» уже успели полюбить, постановка собрала разные награды...

- Знаете, когда я иду в театр, я предпочитаю не знать о том, какие награды собрал спектакль, сколько в нем играет заслуженных или народных артистов... Даже если кто-то мне об этом рассказывает, я стараюсь не слышать, потому что это знание мешает правильно воспринимать спектакль, создает какой-то фильтр. Сразу начинаешь думать - кто из этих актеров народный, кто заслуженный, а главное - почему?.. Я ничего не знал об омском театре до этого и вчера был приятно удивлен, потому что встретил людей, у которых, как мне показалось, близкие мне представления о том, что такое театр, что такое игра в ансамбле, что такое ритм, пластика... Я увидел много такого, с чем я совпал во взглядах.

- Как ваши впечатления от здания омского театра?

- По размерам и архитектуре оно очень напоминает здание нашего национального театра, в котором мне не довелось работать. Это чисто театральное здание, видно, что за ним ухаживают. Видно, что есть хозяин в театре! Это сразу чувствуется, так же, как видно, если хозяина нет.

- Город вы тоже посмотрели?

- Да, причем без экскурсий. Мы привыкли сами бродить, смотреть... Перекусить где-нибудь, а потом сесть на какой-нибудь автобус и отправиться в путешествие по всему маршруту.

- В Омске тоже так сделали?

- Да, на 49 в одну сторону, на 70 назад.

- Представляю себе, что вы увидели!

- Понимаете, там настоящий Омск! Здания без евроремонта, улицы, заросшие травой, по которым сложно проехать после дождя, маленькие домишки... Это такая ценность!

- Давайте поговорим о вас! И о том, как вы пришли в театр. У вас ведь театральная династия, наверное, вопроса о выборе профессии даже не стояло?

- Нет, стоял такой вопрос. Сначала я совсем не собирался становится актером, но когда стал подростком, то начал подумывать об этом. Что-то в этом есть! Мой одноклассник хотел поступать в театральный, и я с ним пошел. В итоге я попал, а он нет, судьба так сложилась. В дальнейшем я многое делал еще, но основной моей профессией навсегда осталась актерская.

- Как ваши родители отнеслись к вашему решению? Понравилось ли им, что вы решили пойти по их стопам?

- Они даже не знали, что я поступаю - или делали вид, что не знают. И ни один из них мне ни в чем не помогал.

- Я знаю, что у вас есть две дочери. Чем занимается старшая - она не имеет отношения к театру? И как вы отреагируете, если младшая захочет стать актрисой?

- Старшая в театр уже не пойдет, она стала юристом-переводчиком. Хотел бы я чтобы младшая пошла в театр? Если она сама будет очень стремиться к этому, запретить этого я ей не смогу. Но вообще сам, наверное, не очень хотел бы. Во-первых, театр к женщинам довольно жесток: 70% драматических ролей созданы для мужчин, а женские роли в основном рассчитаны на молодых актрис... Во-вторых, сам статус актера заметно изменился даже за время моей жизни. Образ жизни стал более жестким.

- Плюс коммерциализация искусства? Ведь многим актерам ради заработка приходится сниматься в одном сериале за другим...

- К сериалам я вообще негативно отношусь. Есть, конечно, хорошие сериалы, но это единицы. В основном, это все неправда, и ради чего? Ради того, чтобы удержать человека у телевизора? В театре сейчас тоже большой перевес в сторону развлекательности, хотя совсем без нее обойтись нельзя. Мне кажется, что всего должно быть в меру, должны быть и слезы, и смех.

- В одном из ваших интервью я прочитала, что вы пришли в Новый Рижский театр в поисках смысла. Что можно работать в театре ради денег, а можно ради смысла...

- А лучший вариант - работать со смыслом и с деньгами! Я долгое время работал в Художественном театре, но со временем почувствовал, что театр пошел по коммерческой линии и меня начали просто использовать. Надоест использовать - просто бросят и найдут другого... И я не могу найти во всем этом смысла! Что меня продают? Да, хоккеистов тоже перепродают и покупают. И денег не было, и смысла не было. А потом мне довелось поучаствовать в проекте Алвиса Херманиса, и потом мне повезло попасть в Новый Рижский театр. И там совпало все - и интерес появился, и заработки, что скрывать.

- Создается впечатление, что работа в Новом Рижском театре протекает в достаточно демократичных условиях. Например, правда, что ваш партнер по спектаклю «Соня», Евгений Исаев, изначально не актер, а техник сцены?

- Он актер, но у него нет профессионального актерского образования. Он начинал в нашем театре понемногу, с маленьких ролей, потом все больше и больше - и научился! Да, он не актер изначально, но и Алвис Херманис не режиссер по образованию.

- Как, кстати, работается с Алвисом Херманисом? Я слышала, что он немногословен?

- Он ставит перед актерами задачу, но ждет от них отдачи! Актер с ним чувствует, что он не марионетка, не вешалка, которая носит костюм по сцене, от актера что-то на самом деле зависит, в том числе успех коллектива. А насчет демократии - нет там никакой демократии! Есть диктатура и уважение к человеку, одновременно! У нас нет такого понятия, как профсоюз, в нем просто смысла нет.

- Я еще не видела спектакля «Соня»...

- И в Интернете не видели? (смеется)

- Я не люблю смотреть спектакли на экране, если честно.

- Да-да! Мы недавно с одним моим другом обсуждали, что спектакли лучше документировать в фотографиях, а не на видео. Что из хорошей фотографии ты получаешь больше информации, чем из видео. До этого я не задумывался об этом, но во время того разговора я понял, что он прав. На фотографии можно передать даже движение, больше, чем возможно описать или рассказать.

- Возвращаясь к «Соне». Когда вам поручили эту роль, роль женщины, как вы восприняли это, как готовились к постановке?

- Вообще я тогда репетировал спектакль «Лед» по роману Сорокина, работали на основе разных коротких этюдов, это один из наших способов работы. И с одной моей коллегой-актрисой мы разыгрывали сцену матери и дочери. А потом Алвис подошел ко мне и дал несколько распечатанных листов какого-то рассказа, попросил прочесть. Я прочел один раз, ничего не понял, потом второй раз... Что-то в этом есть... Это и был рассказ Татьяны Толстой «Соня». После окончания сезона поехали в деревенский дом, который Алвис купил прямо на границе с Эстонией... Пока отдыхали там, границу переходили не раз! А потом затопили баню, сели с бутылкой вина, разговаривать о будущем спектакле и не заметили, как баня загорелась. Так что у нас работа над «Соней» началась с пожара! Сейчас у Алвиса новая баня, но он меня туда уже не зовет.

- Что ж, может, начало работы над каким-то новым проектом ознаменуется новым приглашением?

- А у нас уже идет работа над следующим проектом! Это будет интересный спектакль на трудную тему - о евреях-хасидах. И работа над ним похожа на историю Сони. В «Соне» целью было не сыграть женщину, а создать образ человека. Это совсем не то, что у Калягина в «Здравствуйте, я ваша тетя!» или у Дастина Хоффмана в «Тутси». Это вовсе не цель сыграть женщину, так же и здесь цель не играть евреев, хотя костюмы очень достоверны, мы проводим предрасследования. Цель  - понять их. Почему они так живут? В чем их вера? Хотя Алвис буддист, а я православный, все равно интересно понять.

- Как далеко продвинулась работа над спектаклем?

- К осени я уже должен текст наизусть знать. Для меня это самая сложная часть, наверное, не люблю я текст учить... Но у каждого ломтика хлеба есть корка!

- Новый Рижский театр очень любит исследовать обычных людей? Например, «Латышские истории», где вы брали истории реальных людей и показывали их, а на премьере в зале сидели те, кого вы изображали.

- Да, и «Кладбищенский праздник» о том же, и «Длинная жизнь», и «Черное молоко», и моноспектакль «Мой дед».

- Алвис Херманис говорит, что латвийский театр создавался под влиянием немецкого с одной стороны и русского  - с другой. А в чем, по-вашему, отличие латвийского театра?

- Думаю, русский театр повлиял своей страстью, азартом, немецкий - своей конструктивностью. Но латвийский театр тоже очень разнообразный, есть и развлекательный, и старый академический. Мы для себя решили так: нам интересно заниматься тем, что мы еще не умеем, чем все время пользоваться тем, что уже хорошо знаем. Хотя от знаний и традиций совсем тоже уйти невозможно.

- Технические новшества в том числе?

- Использование, например, видео - это тоже должно быть оправдано. Не нужно, мне кажется, просто ставить на сцене экран и показывать какие-то физиологические подробности. Связь технологии и театра в другом. Раздеться актрисе на сцене - это одно, а дать вам раздеть ее в вашем воображении - это совсем другое! Я думаю, что период мультимедиа и видео в театре уже свое отживает, это не главное.

- Вы кроме театра еще и в кино снимались?

- Немного.

- Сейчас у вас кинопроектов не планируется?

- Рижская киностудия создавалась в бывшем Советском Союзе, тогда все было поставлено на поток, деньги тоже приходили оттуда, нельзя этого отрицать. Теперь стало очень сложно с финансированием. Кино - это производство, и должен быть рынок, где его потом можно продать. Сейчас снимаются малобюджетные фильмы, иногда - фильмы с большим бюджетом, приезжают к нам снимать фильмы, в том числе из России. Но латышские актеры играют небольшие роли, а главных героев привозят из Москвы, это обычно узнаваемые лица, которые могут обеспечить окупаемость фильма. Но и мы имеем тоже практику, чтобы не забывать навыки.

- Напоследок вопрос - как вы отдыхаете? И вообще, находите ли время на отдых?

- Вообще мне кажется, что я отдыхать не умею. Отдых - это перемена занятий, не всегда удается делать... Я сплю! Хожу в баню, мне это очень нравится. Зимой иногда на лыжах катаюсь, хотя с моей профессией лучше этого не делать. Брожу. Готовлю дома! Мне очень нравится, по субботам или воскресеньям и обязательно для кого-то - для семьи или друзей.

- А что любите готовить?

- Разное! Это ведь такой джаз! Ты берешь тему, какие-то составные части, а потом начинается джаз, полная импровизация. Всегда чего-то не хватает, всегда чего-то не достать, так что начинаешь экспериментировать... Бывает, перемешаешь в конце все и выливаешь в унитаз! (смеется) Но чаще все-таки получается неплохо!

 

Анна Атягина

Источник: http://www.otdohniomsk.ru/tea-with-a-star.html